Наконец и до нас дошло дыхание настоящей Весны! Вся неделя выдалась сухой и солнечной. За что Тень любит апрель - так это за нереально-прекрасное Небо!!! Ни один месяц в году не может похвастаться таким чистым, высоким и бездонным Небосклоном!!! Светлое и ясное, оно накрывает город хрустальной чашей, лазурно-голубой, в перистых росчерках белых облаков, золотящихся на рассвете, и лиловеющих на закате...И, как дорогой чеканный узор, впечатывается в него тонкие силуэты ветвей...
В этом году почки пошли в рост рано, обычно в наших широтах они начинают раскрываться в мае, а в этом году на солнечной стороне кустарники укутались зеленеющей дымкой, а в палисадниках спешат цвести ярко-синие мускари, которые называют тепло и уютно - "мышиный гиацинт". Действительно, будто бы мышки украсили свои норки миниатюрными растеньицами.
Кстати, сегодня, 23 апреля, большой праздник у всех, кто любит книги! Да-да, сегодня отмечается Всемирный день книги и авторского права. Он был учреждён в 1995 году в Париже на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Немножко про этот день, про свою любовь к библиотекам и немножко интересностей, связанных с этим праздником, под морем!
Всех любителей Книг - с Праздником!!! Так же, как и тех, чья работа непосредственно связана с книжным миром - типографией, библиотекой, архивом, или просто книжным магазином! И, конечно же, тех, кто дарит нам своё мастерство - авторов, писателей и поэтов, без которых наша жизнь была бы намного беднее! Ура всем вам!!!! Приятного книжного времяпровождения, и чудесного шелеста станиц!
Сама Тень научилась читать поздно - в семь лет. Правда, с книгами познакомилась намного раньше - мама с самого детства читала мне стихи и сказки, небольшие рассказики и даже целые сказочные повести. Обычно это бывало вечером, перед сном, и я весь день предвкушала это несказанное удовольствие, и гадала, что же меня ждёт - сборник стихов, с картинами великих мастеров, изображающих природу, маленькие книжки-малышки с яркими картинками, сборник сказок братьев Гримм, с яркими и красочными иллюстрациями, или "Сказки" Андерсена, которые я очень скоро выучила наизусть - от "Гадкого Утёнка" до "Русалочки", от "Огнива" до "Дюймовочки", от "Снежной королевы" до завораживающе-красивой, китайской - "Соловей"...
А ведь были ещё "Золотой ключик", "Руслан и Людмила", "Детство Никиты"...И много-много-много других!
Родители Тени собрали большую библиотеку, да вот только детские книги были большим дефицитом в те времена, и потому мама просила их "на почитать" у родных, знакомых и коллег...
Уже с трёх лет Тень знала, что с книгами нужно обращаться очень бережно! Если Тень хорошо себя вела (а нрава моя очень тихого и спокойного, и подобные требования выполнить мне бывало нетрудно), то мне разрешали полистать художественные альбомы. Так что, уже с четырёх лет Тень знакомилась с полотнами великих живописцев. Мама всегда старалась объяснить мне, что изображено на картине, что хотел нарисовать художник, какие чувства вызывает у неё тот или иной шедевр. Помню, как в гостях у родных тётушка испуганно вырвала у меня из рук журнал "Крестьянка" - эй, порвёшь! - и своё изумление. Как можно его порвать?!!! Это же КНИГА!!! Ай, уж эти тётушки, какие же они непонятливые))) Впрочем, я скоро заслужила её полное доверие в этом вопросе.
Позже эстафету чтения подхватил дедушка. Он читал сказочные повести Волкова, и всегда просил рассказать, что же произошло в книжке в прошлый раз. Пересказывая события маленького "литературного вечера", Тень всегда изумлялась, какие же взрослые несообразительные, и как легко всё забывают! Нить сюжета уловить для меня всегда было очень легко. А дедушка хитро улыбался - ага, Тень, оказывается, не просто слушала ту либо иную историю, она её ещё и поняла! Сейчас подобное называют "смысловым чтением"...
Но свою семью Тень безмерно огорчала. Буквы мне не давались.Алфавит я выучила легко, а вот в слоги и слова буквы складываться никак не желали...Тень искренне огорчалась, что оно никак вот не получается...
И только в школе, уже в первом классе, свершилось чудо - звуки слились в слова!!! Я их пропевала, и загадочные чёрные значочки на страницах неожиданно обрели смысл!!!! Это волшебное, ни с чем не сравнимое чувство - понимать напечатанный текст! Ох, с каким торжеством я читала бабушке: "Как хорошо уметь читать!" Это стихотворение помню наизусть до сих пор))))
Правда, читалось медленно. Тогда на помощь пришло чтение вслух - вот только теперь читали не Тени, читала уже я сама! Забираясь с ногами на табурет, я устраивалась у батареи на кухне, где бабушка хлопотала с готовкой, и, поначалу запинаясь, спотыкаясь на трудных предложениях, медленно читала заданное в школе, и свою обязательную норму - кусочек сказки, стихотворение, смешные рассказики о школьной жизни, либо любимой природе. Иногда читать приходилось дважды. Бабушка была строгим слушателем, и часто отчитывала меня:
- Кто ж так читает! У тебя что, каша во рту? Ну-ко, внятнее! Да не так медленно, заснуть же можно! И не части, не тараторь, как пономарь! Давай, с чувством, с толком, с расстановкой!
До сих пор помню свою первую библиотеку...Потом их было очень много, я записывалась везде, где только было можно, долго рылась на абонементе, училась, пропадая сутками в читальных залах...
Библиотека - это целый Мир, где живут Книги! Та, самая первая, находилась далеко - нужно было идти на самую окраину города, не заблудиться в аллеях из боярышника, и причудливых двориках, окружённых коробками пятиэтажек, затем раздевалась в гардеробе, и заходила на Абонемент...У нас было правило - брать не только сказки. Обязательно нужно было записать какую-нибудь книжку, посвящённую либо истории, либо природе, либо географии, либо науке. Это правило мне нравилось, потому как дома тоже уважали научные книжки, и в серии "Мои первые книжки" читали про то, откуда берутся грозы, что такое электричество, магнитные поля, что такое звёзды на самом деле, как изменялся животный и растительный мир, что происходило в древности, какие загадки преподносит нам планета сейчас...
Я выбирала книги, а из высоких окон лился солнечный свет, и всё кругом казалось волшебным, чудесным и сказочным! Запах типографской краски, пожелтевшие от старости страницы, которых касались тысячи рук до меня...и коснутся ещё, много раз, уже после...
Именно в библиотеках знакомишься с бесконечным океаном Времени, оно течёт там совершенно по-особенному, вы раньше не замечали?..
А потом открывала мир книг сестрёнке. Точно так же, читала ей вслух, и просила читать мне те книжки, что нравились ей самой, и мы осваивали этот волшебный Книжный мир уже вместе...
Я и сейчас люблю книги - они всегда будут для меня чем-то особенным!
Впрочем, вернёмся к празднику!
Этот праздник призван привлечь внимание к книгам во всем мире, а также помочь продвижению книжного дела и поощрить чтение. В настоящее время Всемирный день книги и авторского права отмечают более чем в 100 странах мира.
Существует у этого праздника и еще одна традиция. Начиная с 2001 года, отборочный комитет выбирает город, которому на год присваивается звание Мировой столицы книги. В отборочный комитет входят представители ЮНЕСКО и трех международных профессиональных книгоиздательских организаций – Международного союза издателей, Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений и Международной федерации книготорговцев. Первым обладателем титула Мировой столицы книги стал Мадрид. Также среди обладателей этого звания такие города, как Нью-Дели, Буэнос-Айрес, Амстердам, Афины, Тбилиси и многие другие.
В этом, 2022 году Мировой Столицей Книги стал мексиканский город Гвадалахара, а в следующем, 2023, это будет город Аккра, столица Ганы.
Впрочем, моя не могет обойти вниманием свою любимую Азию! Конечно же, множество самых невероятных и причудливых библиотек и книжных магазинов существует и влюбляет в себя преданных читателей в Поднебесной!
Какими мы представляем себе библиотеки? Старинные стеллажи, поднимающиеся к высоким потолкам, витые узорные лесенки, бесконечное множество книжных полок, уставленных толстенными фолиантами, блестящие позолотой кожаные корешки...
Да, именно так и выглядели старинные "дома книг" в Европе. Но вот в Поднебесной места жительства книжек очень сильно отличаются от привычных нам!
Сначала познакомимся с одной из самых древних библиотек Китая.
Самая древняя в Азии и Китае частная библиотека «Небесная книжная палата» Тяньигэ создана в 1561 году, в эпоху правления династии Мин, и является одной из трех старинных библиотек мира. В двухэтажном деревянном здании хранится более 300 тыс. томов древних книг и манускриптов, в том числе вырезанные на дереве и переписанные вручную работы династий Мин и Цин. Особо ценными считаются 80 тыс. книг, а среди них — Краеведение Минской эпохи и Научные записи. Это богатый источник местных хроник, документов об экзаменах во дворце императора и других материалов, ценных для изучения истории, обычаев и привычек народа. В прошлом на первом этаже был читальный зал, на втором хранились книги, а в настоящее время находятся редчайшие древние издания, что сохранились на весь мир в единственном экземпляре. Название библиотеки «тяньи» было взято из древней «Книги перемен». Так назывался источник, вода которого способна спасти от огня. Перед зданием находится маленький пруд, окруженный камнями и деревьями.
Библиотека была основана Фань Цином (1506-1585), ставшим в 27 лет чиновником, работавшим в китайских провинциях. Позже он стал заместителем военного министра. Он испытывал огромную страсть к книгам. Особое внимание в своей книжной коллекции уделял местным хроникам, записям политических событий, экзаменационным документам и поэзии. Он любил лично делать копии редких экземпляров. В 55 лет, выйдя в отставку, он занялся созданием библиотеки, которая была открыта через пять лет. В ней находилось 70 тыс. томов книг. На Юге Поднебесной насчитывалось в то время около 500 частных библиотек. Но ни одна из них не могла сравниться с библиотекой Фань Цина.
Кроме стабильности общества, хранитель библиотеки должен любить книги, быть богатым, чтобы их покупать, и иметь возможность их хранить. При жизни владельца библиотеки создана четкая система управления хранения книг. Согласно правилам, книги принадлежали всем членам семьи. У каждого был ключ от библиотеки, но открыть ее они имели право при присутствии остальных. Нарушившему правило запрещалось участвовать в поклонении предкам. В феодальном обществе это было серьезное наказание. Все свое состояние и книги Фань Цин завещал своему сыну. С тех пор его потомки следуют семейным правилам и хранят коллекцию.
Посторонним входить в библиотеку был запрещен. Для сохранности библиотечного фонда предпринимались строгие меры безопасности. Помещение хорошо проветривали, на прилегающей территории высаживали специальную траву, отпугивающую моль. Каждый член семьи имел свой ключ, но заходить в библиотеку разрешалось только всем вместе. Фолианты из павильона выносить было строжайше запрещено, перед посещением книгохранилища нельзя было пить алкоголь и курить, а за продажу рукописи грозило изгнание из семьи. Для пожарной безопасности вокруг библиотечного павильона соорудили кирпичные стены. Если бы в соседних постройках произошел пожар, огонь не смог перекинуться на здание библиотеки.
В настоящее время Тяньигэ, как объект культурного и исторического значения, находится под охраной государства. Музей включает библиотеку, сад семьи Фань, зал каллиграфии и зал местных хроник. А рядом с ним находятся залы предков семейства Чэнь и Цин.
Библиотека пережила трудные времена, когда цинский император Цянлун стал собирать ценные книги для своей огромной «коллекции четырех сокровищ». Потомок Фань Цина в 8-ом поколении, был вынужден отдать 638 книг, 96 из которых оказались в императорской библиотеке. После поражения в Опиумной войне (1840-1842) библиотека была разграблена иностранцами и местными вандалами. Через столетие, к 1940-му году в библиотеке насчитывалось лишь 13 тыс. томов. И только с 80-х годов 20-го века началось восстановление старинной библиотечной коллекции.
В настоящее время в музеи Тяньигэ имеются следующие выставочные залы: библиотека, история развития Тяньигэ, новая местная периодика, стелы Нинхойтана, начальный источник игры мацзян, учение Байюньчжуан Восточного Чжэцзяна и резиденция Иньтай. В павильоне краеведения собрано более 6730 экземпляров различных современных книг о краеведении Китая. Вызывают восхищение храм Циныиичжи, его культура и народные произведения изобразительного искусства тонкой работы.
Конечно, нам необходимо ценить и беречь Историю! А что же с Поднебесной с библиотеками сейчас? Чем может нас удивить Китай? Как развивается книжное дело? Чем привлекают в магазины покупателей?
Одна из современных библиотек мира - Библиотека Биньхай в городе Тяньцзине.
Библиотека Биньхай в Тяньцзине построена знаменитым голландским дизайн-бюро MVRDV. Официально была открыта 1 октября 2017 года. Книжные фонды библиотеки насчитывают более 600 тысяч томов. Библиотека находится в культурном центре Тяньцзинь Биньхай, поэтому является частью культурного центра «Пять павильонов и одна галерея».
Основным акцентом в интерьере стал гигантский белый шар посреди главного холла библиотеки, внутри которого находится аудитория. Огромная стеклянная несущая стена спереди имеет привлекательную форму. Огромное сферическое здание внутри выглядит как око. Поэтому ему дали новое прозвище – Око Биньхая.
Ещё несколько запоминающихся новшеств, словно бы сошедших со страниц фантастических романов!
В Китае есть сеть книжных «Чжуншугэ», которой удалось превратить свои магазины в настоящие достопримечательности или аттракционы. Например, есть магазин, который больше напоминает лабиринт, но последнее их заведение не без причины считается самым уникальным. Магазинчик Dujiangyan Zhongshuge в китайском городе Чэнду на первый взгляд кажется бесконечным. И если вы мните себя книжным червем, то точно почувствуете себя в раю, ведь книжные полки тут тянутся вверх так далеко, что невозможно понять, где они заканчиваются.
Но на самом деле это всего лишь иллюзия, намеренно созданная дизайнерской студией X+Living. И эта иллюзия достигается весьма простыми способами: зеркалами, черным кафелем, многочисленными арками из красного дерева. Благодаря всему этому интерьер здесь кажется каким-то потусторонним.
На 3200 квадратных метрах тут расположилось около 80 тысяч книг, однако на деле кажется, что их гораздо больше: как раз из-за зеркал, расположенных на потолке и в других местах комнат. Также дизайнеры применили довольно хитрый прием: верхние полки они заполнили книжками-пустышками, а точнее ― обычными наклейками. Пошли они на это осознанно: до верхних полок слишком сложно дотянуться читателю, да и сотрудникам Dujiangyan Zhongshuge за книгами наверху гораздо сложнее уследить.
Над проектом работали больше пяти месяцев: согласитесь, впечатляет для обычного книжного магазина? И самое удивительное, что даже те, кто знает секрет зеркальных потолков, не сразу сможет сообразить, где заканчиваются настоящие полки, а где начинается иллюзия.
У этой сети есть магазины не только в Чэнду, но и в городе Янчжоу! Используя концепцию арочного моста, дизайнер расширяет визуальный знак мира книг: реки на полу и в небе, которые текут вперед, увлекая читателей погрузиться в огромный океан знаний. Книжные полки с двух сторон расширяют форму горизонта изящными дугами, подобно мосту через ручьи, устанавливая мост сознания между читателями и книгами.
Продолжая идти вперед, вы найдете расширяющуюся страну книг в правой стороне павильона. Выстроив отношения между дуговым мостом и рекой, дизайнер получил зеркальные пространственные отношения. Кроме того, дизайнер использовал различные виды арок, чтобы соединить все пространство помещения в единую композицию, создавая ощущение приятного удивления для каждого читателя. Чувство таинственности, подчеркнутое мягким светом, заставляет всех читателей думать о сверкающей на солнце реке, помогает им наслаждаться счастьем чтения с мирным настроением. Прекрасно продуманный концепт читальных залов создает хорошую атмосферу для интеллектуального труда. Посетители библиотеки могут спокойно погрузиться в чтение и обмениваться идеями.
“Зеркальный” книжный магазин по проекту X+Living в Шанхае.
Китайская студия X+Living не перестает нас удивлять: архитекторы спроектировали книжный магазин, напоминающий настоящий калейдоскоп. Zhongshuge Minhang расположился на третьем этаже бизнес-центра в районе Миньхан в Шанхае и является продолжением предыдущего магазина сети — Zhongshuge Hangzhou.
Магазин делится на три основных пространства. Сразу на входе посетителей встречают белоснежные книжные полки в виде юлы с яркой подсветкой, особенно выделяющиеся на фоне темных книжных рядов, — символ баланса и гармонии, которых можно добиться с помощью чтения.
Лучше всего эффект калейдоскопа заметен в бесконечном книжном коридоре. Арки и полки двоятся в зеркальном потолке, из-за чего отражение сливается с реальным миром. Такой же эффект архитекторы использовали в первом магазине сети, но если там формы были более строгие, то здесь повторяющиеся арки напоминают архитектуру старых английских церквей.
Большой зал обволакивают геометричные книжные полки, на первый взгляд сложные и извилистые. На самом деле архитектуру магазина составляет простая геометрия — арки и треугольники. Светильники в магазине расположены так, чтобы каждую книгу было хорошо видно, при этом освещение остается приглушенным и создает немного таинственную атмосферу.
Заказав себе чашку кофе на небольшой барной стойке в центре зала, посетители могут расположиться на белых кожаных креслах или диванах и спокойно насладиться книгой — если получится оторвать взгляд от завораживающей архитектуры магазина.
А вот ещё более необычное решение - в городе Гуанчжоу на станции метро, проходящей через торговый центр Паньюй, находится книжный магазин, принадлежащий одной из местных библиотек. В свободное время местные жители наслаждаются здесь чтением книг.
Посетители могут самостоятельно оформить себе книжные карточки, чтобы брать книги на чтение, а также путем сканирования QR-кода получить доступ к электронным книгам в облачном сервисе книжного магазина, соединяющем все публичные библиотеки города.
Но только ли за футуристическими интерьерами будущее библиотечного мира? Китай не перестаёт удивлять! Вот такая необычайная библиотека работает в пригороде Пекина!
Библиотека Лиюань находится в деревне Цзяоцзехэ в Пекине, не в самом центре селения, а на его краю, в эффектном пейзажном окружении. Стены здания сложены из прутьев, поэтому там можно не только читать, но и любоваться красотой природы. Лиюань открылась в 2012 году. Библиотека работает только по выходным. Однако это не останавливает читателей: многие приезжают сюда и готовы выстоять огромную очередь, чтобы попасть внутрь. Библиотека не электрифицирована, поэтому она закрывается в 16.30, когда начинает смеркаться.
Новая международная премия, основанная в этом году видным канадским архитектором Раймондом Морияма и Королевским архитектурным институтом Канады (RAIC), отмечает здания, улучшающие жизнь сообщества, для которого они были возведены. Важная особенность награды: на нее могут претендовать постройки, сданные не менее 2 лет назад и уже доказавшие свою эффективность в процессе использования.
На новую премию подали заявки архитекторы всего из 9 стран, что неожиданно мало, учитывая размер денежного приза: его сумма в 100 000 канадских долларов (около 90 000 долларов США) делает Moriyama RAIC International Prize одной из самых «щедрых» архитектурных наград в мире.
Первое награжденное здание, библиотека Лиюань в деревне Цзяоцзехэ округа Хуайжоу близ Пекина, построена в 2012 по проекту архитектора Ли Сяодуна. Она расположена не в центре селения, а на его краю, в эффектном пейзажном окружении, поэтому там можно не только читать, но и любоваться природой. Кроме того, считает автор проекта, если для того, чтобы прочесть книгу, надо проделать некоторый путь – пусть и длиной в 5 минут – голова при этом проясняется.
Облик библиотеки подчеркнуто скромен: проемы в деревянном каркасе заполнены хворостом, для лучшей изоляции дополненным слоем стекла; получившаяся решетка из палочек фильтрует освещающий интерьер солнечный свет. Бюджет постройки площадью 175 м2 составил около 160 000 долларов США.
В ходе отбора здания-лауреата члены жюри посетили номинированные на премию здания и поговорили с их «пользователями». В случае с библиотекой Лиюань выяснилось, что она не только очень популярна у местных жителей, но – как и было задумано – привлекает туристов из Пекина и из-за рубежа. Из-за потока посетителей рядом даже пришлось устроить специальную автобусную остановку. Библиотека работает по принципу «книгообмена»: ты приносишь одну, а лучше – две свои книги и можешь забрать одну библиотечную с собой.
И, наконец, ещё одна китайская диковинка - книжный магазин...среди рисовых полей!
Магазин Paddy Field находится на окраине небольшой деревни Сяди в провинции Фуцзянь, прямо в окружении рисовых террас.
Издалека Paddy Field выглядит как старое заброшенное здание, однако так и было задумано архитекторами: они спроектировали книжный магазин так, чтобы он не отличался от традиционных для этих территорий домов. Поэтому здание отлично гармонирует со всеми постройками Сяди и окружающим ландшафтом.
Магазин появился на месте старого разрушенного здания: когда строители принялись за дело, от него оставались лишь три земляные стены, а также несколько ветхих стен во дворе.
В итоге строение удалось превратить в потрясающее трехэтажное здание, в котором есть читальные залы, небольшая сцена для представлений, собственно, сам книжный магазин, а также очень уютное кафе. Не сомневайтесь, это идеальное место для чтения: в кафе установлены мягкие кресла и панорамные окна, а на крыше есть терраса, откуда открывается потрясающий вид на окружающий пейзаж. Не взять книгу в руки в этой маленькой китайской деревушке просто невозможно.
Paddy Field ― филиал самого престижного книжного магазина Китая Librairie Avant-Garde. Он впервые открылся в 1996 году, и теперь, спустя почти четверть века это целая сеть магазинов. И она действительно невероятно крута: так, главный магазин находится в Нанкине в старом бомбоубежище и считается культурной иконой города, известного своими университетами.
А какие библиотеки и книжные магазины нравятся вам?
Мишки-вкуснишки))))
[Print]
Tygrysek