Мне неоднократно приходилось слышать о том, что в России, дескать, очень жёсткий закон о защите прав потребителей - чуть ли не один из самых суровых в мире. Я не специалист, так что за другие страны не скажу - но действительно у нас этот закон довольно требователен к продавцам и много чего даёт покупателям. Понятно, что часто продавцы пытаются от исполнения этих требований так или иначе откосить (известно же, да, в России суровость законов компенсируется необязательностью их исполнения), но это уже другой вопрос, и если потребитель знает свои права, то, так или иначе, но своё он рано или поздно получит - хоть через суд, но. Так что сдаётся мне, что доля правды в этом есть.
Или другой пример, смежный. Прошлой осенью был принят какой-то закон, обязывающий авиакомпании возвращать пассажиру 100% от уплаченной стоимости билета, в случае добровольного отказа пассажира от полёта не позднее, чем за 24 часа до вылета. Ну, там ещё на самом деле масса тонкостей и хитростей, но даже не смотря на них в результате все авиакомпании оказались вынужденными возвращать пассажирам-отказникам полную стоимость билетов.
Ведь здорово это, да? Законы, защищающие наши права, и всё такое.
Да вот только всё не совсем так. Или даже, может быть, совсем не так.
Надо очень чётко понимать: бесплатного сыра не бывает. Никакой вменяемый предприниматель не будет ничего делать бесплатно - даже если его это делать заставляют. Если принудительное ограничение, налагаемое государством, увеличивает расходы предпринимателя на создание товара или оказание услуги, то эти дополнительные расходы будут заложены в конечную стоимость товара. А значит за все наши права мы на самом деле платим сами. Причем, надо заметить, выбора у нас нет - положено, оплати, пользуйся (не хочешь - не пользуйся, но всё равно оплати).
Если в законе предусмотрено, что покупатель имеет права вернуть какую-либо вещь назад без объяснения причин, то можете радоваться этому, но помните, что вы заплатите за эту свою теоретическую возможность это сделать, даже если на самом деле вы вовсе и не собираетесь ею пользоваться. Продавец возьмёт с вас эту денежку: и за вас, и за того парня.
Возвращаясь к примеру с авиакомпаниями. Ввели закон прошлой осенью, все порадовались: "о, теперь можно смело планировать путешествия заранее". А цены на билеты взяли - и выросли. Ощутимо так выросли. А больше всего досталось наиболее доступным авиакомпаниям: дискаунтерам, которые предлагали дешевые и супер-дешевые авиабилеты. В России их по сути полторы штуки: SkyExpress и в какой-то мере S7. У них цены на билеты были копеечные - но билеты, разумеется, были не сдаваемые. И это было оправдано: в конце-концов, если ты платишь за авиабилет "Москва-Питер" 500 рублей вместо 2500, то вполне логично, что ты эти билеты не сможешь сдать - и этот риск есть плата за дешевизну. Если не хочешь рисковать - идёшь в более дорогую компанию, покупаешь билеты по более дорогим тарифам - и всё ок. Во всяком случае ты освобожден от необходимости платить дополнительные деньги за "того парня", который покупает билеты пачками заранее по принципу "авось пригодится, а если чо - сдам". Ввели закон - и вот результат, у SkyExpress'а цены стали почти на уровне "Аэрофлота". Ну и какой в этом смысл? Дайте мне купить дешевый билет - ну я точно знаю что не буду его сдавать, а если не смогу лететь, то сам я себе злобный баклан. Неееет, нельзяааа, закон! мы о вас забоооотимся!
А тем временем в дикой Европе, где нет внимательных и дружелюбных законов, заботящихся о пассажирах, люди летают самолётами по 15 евро за билет.
И так не только с авиаперевозками. Я, вообщем, давно заметил: если где-то государство о вас решило зачем-то позаботиться, то скорее всего это всего лишь означает, что кто-то (совсем не обязательно, что само государство) просто хочет найти способ взять с вас ещё чуть-чуть денежки.
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos