Ну, вообщем, как бы, вот и оно.
В Госдуму внесен законопроект об отмене обязательности ЕГЭ
Я, надо признаться, одно время сам активно ругался на ЕГЭ. Ругался, правда, в стиле "не читал - но осуждаю". Ну как же, все преподатели в родном ВУЗе матерят этот самый единый экзамен последними словами, ставя его введение в один ряд с монетизацией льгот - ну, наверное, у них есть основания так думать. Да и очевидно же - "примитивные тесты не могут оценить глубину знаний". Как-то само собой предполагалось, что тесты - это для законченых имбицилов, вроде задорновских "тупых американцев"; а наша - советская - система образования является самой лучшей в мире, что, типа как, тоже общеизвестно и само собой подразумевается.
Потом - когда я прекратил преподавать в школе и закончил ВУЗ - мне это всё просто стало как-то уже почти безразлично. Одни кричат одно, другие другое, разобраться в их аргументах ну никакой возможности не предоставяется, а с формированием собственной точки зрения можно не торопиться: в любом случае, я сам с этим лично вряд ли столкнусь до того момента, как мои собственные дети будут поступать в институт, а это явно будет еще не скоро
Вообщем, до весны этого года я о данном предмете забыл вообще.
Весной же началась очередная волна общественной истерии против ЕГЭ, причев волну гнали чуть ли не со всех флангов нашего великого и могучего общества: патриоты-державники, как водится, орали о том, что это всё тлетворная американщина (см. выше про имбецилов и лучшую в мире советскую систему); либералы - про то что это часть спланированный политики кремля и, наверное, Зурабова, по окончательной дебилизации населения; всякие прокремлевские молодежные движения тоже чего-то орали (ну, эти-то всегда орут), студенты протестовали в едином порыве с преподавателями, мамы-папы абитуриентов, школьные учителя - вообщем, поразительное общественное единство в форме традиционного весеннего обострения.
Но меня во всем этом озадачила одна вещь. Поводом для всех этих криков послужили результаты очередного ЕГЭ - и результаты эти выявили совершенно ужасные знания школьников - больше четверти двоек по математике, физике и русскому, подавляющее большинство остальных - трояки. И вот на этом месте возник у меня глубокий когнитивный диссонанс.
Если наша лучшая в мире образовательная система так на голову выше буржуйской, у которой мы вроде как позаимствовали этот самый ЕГЭ, то наши школьники должны эти примитивные тесты щелкать как орешки - точно как те российские студенты из патриотических сказок, которые на американских экзаменах набирают 99,999(9)%. Но тут-то ситуация обратная! Школьники в своём ан-масс даже с этими тестами - вроде бы как бы примитивными - справиться не могут. А в ВУЗы (с их профильными, специализированными, "сложными" экзаменами) - поступают. Интересное кино.
Меня вот это всё заинтересовало.
Чтобы более не заниматься этим идиотским "не читал, но осуждаю", скачал и посмотрел демонстрационные ЕГЭшные билеты, благо они вполне официально
выложены. Смотрел не все предметы, но те, которые, вроде, могу оценить: математику с физикой, русский и английский, химию и информатику. Так вот, общее моё имхо: в общем и целом, очень достойно. Вполне себе широкое покрытие областей, вполне себе хороший уровень (математика, правда, слегка простовата - но не более того). Претенции к тому, что "форма теста с выбором из заранее заготовленных вариантов - по определению проста" - не очень канают, ибо такая форма лишь в одной части задания из трех-четырех, да и "угадать" нужный вариант, не зная предмета, практически невозможно.
Но главное - в этих тестах нет ничего, на что можно было бы свалить столь беспрецедентно плохой результат сдачи экзамена в стране. Нету "некорректных" вопросов, или отклоенния от программы, нету закладок под какие-то специфические приемы (чем, кстати, часто грешат многие ВУЗы, лоббируя интересы своих курсов и профильных школ). Все корректно и решаемо, при условии знания школьниками учебной программы.
И тем не менее - столько "неудов". Это для противников экзамена каким-то образом является недостатком именно ЕГЭ как такового. Отдельно забавно рядом с жалобами на плохие результаты выглядят жалобы на то, что в ходе экзамена не был обеспечен порядок - и дети, типа, могли пользоваться сотовыми телефонами и интернетом. Ужасно, да. Но..ээ... а почему же они, даже пользуясь сотовыми и интернетами, всё равно не сдали?
"Традиционные" же экзамены сдаются вполне успешно. Ну, наверное там нельзя пользоваться сотовыми телефонами, да-да, верю. И, наверное, нетестовая форма сдачи экзамена ползволяет преподавателю более гибко подойти к абитуриенту, а абитуриенту - более полно раскрыть свои знания. Наверное это и есть причина более высоких результатов, да. Особенно учитывая то, что прейскурант на эту самую гибкость и полноту хорошо известен и абитуриентам, и их родителям. И работают для обеспецения этой гибкости тысячи людей - в приемных комиссиях, в аккредитованных при ВУЗах школах и курсах, просто частные репетиторы - да мало ли специалистов трудится на этой благодатной ниве? Услуга "поступление в ВУЗ" - востребована, а спрос, как известно, рождает предложение. И общий оборот этого рынка, как известно, исчисляется миллиардами. А введение ЕГЭ ставит очень многие доходные статьи этого рынка под угрозу.
Нуивот.
Было бы удивительно, на самом деле, если бы интересы тех, кто зарабатывает деньги на поступлении в ВУЗ, не были бы пролоббированы.
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos