Годы советской власти не прошли даром. И как бы не превозносили состоятельных людей как класс, герой нашего времени - мужик в ватнике. И хоть ты этот ватник золотом расшей и инкрустируй черными бриллиантами, мужик останется мужиком, а ватник ватником.
И того мы имеем: "Viva, Бригада, Бумер, Жмурки!"
И как то жаль, сравнивать ощеломляющий "Белый празник" с "Джокондой на асфальте", работы одного и того же режиссера - Наумова. И дело даже не в том, что Смоктуновского уже нет в живых и некому сниматься.
Просто передать эпоху, наступившую почти 20 лет спустя, я считаю, не получилось. Может не нужно чувствовать слишком тонко? Хотя "День полнулунья" Шахназарова попал именно, что в цель, охватив в себе несколько эпох, но выделив вот эту, нашу, последнюю наиболее четко.
Но с другой стороны его же, "Сны" о том же периоде, что и "Белый праздник", о середине 80-х, но почему то - нет того размаха и величия как в его более позднем фильме "День полнолуния".
Все таки, когда запрещают одни образы, то они проявляются в искусстве с настойчивостью угнетенных.
Как только их разрешают и запрещают другие, то картина кардинально меняется.
Стоило перестать запрещать аристократов, поругать советский союз и успокоиться, так спустя какое то время на сцену вышел тот самый герой нашего времени, с которого я начала рассказ.
Наумов и Шахназаров они сами, как личности - продукт разных эпох.
Может быть это объясняет описанный тут парадокс.
Віталій Портников
[Print]
Та сама киянка