В эти выходные купил и прочитал
"Рассказы о родине" Глуховского.
Ну, того самого, который автор пресловутого Метро-2033, да.
Книжку я эту хотел почитать после его
февральского интервью в "Неделе", где был выложен один из рассказов, да и само интервью очень тогда понравилось. Издание, которое обещали чуть ли не в феврале, затянулось, но вот, наконец, книжка появилась уже в магазинах.
Ну и, в принципе, ожидания оправдались.
Вообще, у меня к Глуховскому достаточно двойственное отношение всегда было. С одной стороны, я уважаю его за то, как он сумел-таки пробиться и издать своё "Метро", которое изначально было абсолютно любительским (если не сказать "графоманским") сетевым романом, и за то, что он к этому своему детищу всегда относился достаточно объективно и самокритично, гением и суперзвездой себя не считает и всегда здраво и с юмором воспринимает критику.
С другой стороны, все вот эти многосерийные литературные проекты для меня всегда были и остаются низшим сортом литературы, конвейерным способом зарабатывания бабок на вполне себе низкопробном продукте. Ну, что-то типа всех этих бесконечных сериалов про благородных ментов на НТВ. Ну, ну т.е. можно, конечно, говорить любые красивые слова и декларировать сколь угодно высокие цели (что, собственно, Дмитрий сейчас и делает со своей "Вселенной Метро-2033", пытаясь раздвинуть ее границы за пределы русскоязычной литературы и т.п.), но уровень все равно останется достаточно низким. То, что лично сам автор этот уровень давно перерос - ощутимо заметно (в принципе, стало заметно еще после "Сумерек"), но тем не менее ничуть не оправдывает его участия в этом процессе. Имхо, разумеется.
Впрочем, "метрошная" серия к "Рассказам о Родине" отношения не имеет вообще и никакого. Слава богу, тут все совсем иначе, по-другому и для совсем иного читателя. Здесь - политическая сатира о современной России: купающейся в роскоши и нищей одновременно, гламурной и спивающейся, коррумпированной до абсурда и виртуализированной до полного несоответствия между телевизионной картинкой и реальностью. Впрочем, и реальность эта дана в ощущениях разным людям очень уж по разному - и книга в том числе и об этом.
Всё это разворачивается в гротескно-фантасмагорических декорациях, которые доводят ситуацию до совсем уж заведомого абсурда, что, на самом деле, только к лучшему - иначе бы получалось чрезмерно депрессивно.
Рассказы в большинстве своём очень хороши. Достаточно сильно написанные, цепляющие. Местами вызывающе провокативные.
Впрочем, иногда, как мне показалось, описания "рублевско-кремлёвских нравов" какие-то уж слишком выпяченные, в том смысле, что количество проявлений "роскошной жизни" и прочих гламурных штампов на один погонный метр текста превышает все разумные рамки. Не знаю, я к рублёвскому свету не принадлежу, так только, издали поглядываю, но кажется мне, что эти описания соответствуют тамошней действительности не более, чем стандартные импортные штампы "матрешка-водка-балалайка" - действительности российской.
Не уверен, умышленный ли это авторский приём, или Глуховский просто немного заигрался, но мне как-то это слегка глаз резануло.
А в остальном - отлично. Смело и достаточно жёстко. Словом, читать - надо. Думать по прочтению - тоже. Впрочем, желающим активно вставать с колен в
Силиконовом Сколково и прочих Селигерах - строго противопоказано: шаблон порвется, а новый когда еще выдадут?
И ещё. Как бы кто не относился к Глуховскому и к тому, что он пишет в своих книгах, но смелость, с которой он пишет в "Рассказах" о современной России (а так же говорит об этом же на интервью и встречах с читателями) - она заслуживает уважения, безусловно. Глуховскому-то есть что терять: вселенная "Метро" - бизнес наверняка неплохой, но это всё же продукт неслабой раскрутки и грамотного пиара, и потерять все это по одному звонку куда надо от кого надо - пара пустяков. Особенно учитывая то, что "Популярная литература", в которой всё это дело продюссируется - проект Рыковский. А Рыков у нас, на сколько мне известно, верный слуга Вертикали и лично владимвладимыча. Такие дела.
На первой странице "Рассказов.." стоит традиционное предуведомление, дескать "все совпадение в названий государств, организаций и фамилий персонажей - случайны"; Глуховский говорит, что это, мол, юридическая защита от наездов по закону. Учитывая, что наезжают у нас чем дальше, тем больше не по законам, а по понятиям, в действенность этой защиты мне верится не очень. Словом - храбрый мужик. Респект ему, хотя бы за это.
Да и книга мне реально понравилась, что уж тут.
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos