Идем дальше.
Итак начало семнадцатого века. Идет колонизация Америки, пираты карибского моря бороздят просторы большого театра. Френсис Бэкон задает основы будущей эпохи возрождения, выходит из-под татарского ига Китай, и в нем стартует последняя династия - Цин, в Англии тоже смена на финальную династию - Стюартов, Испания на пике могущества, там времена инквизиции, в Германии жопа, страна раздроблена тридцатилетней войной и на ее фоне поднимается Пруссия.
А у нас завершилась эпоха междуцарствия и на трон садится первый Романов - Михаил Федорович. Почему он? Потому что страна была в состоянии затянувшейся гражданской войны, перемены власть всех задолбали, прошел чудовищный голод, народ бунтовал, и среди этого бунтующего народа (и что важнее - армии) ходила легенда, будто бы последний царь завещал власть Романовым. Почему им? А черт знает.
Боярам к тому моменту было по большей части уже наплевать, кандидата готовы были выбирать даже не голосованием а жребием. Минин и Пожарский кое-как удерживать минимальный порядок могли, но не долго, и для правления они не подходили. Как это обычно бывает - Михаила посчитали лучшей компромиссной персоной, которой можно будет управлять.
В целом они были правы, Михаил полностью зависим от бояр, у него нет денег и тонна проблем, страна все еще в состоянии смуты и все соседи естественно пытаются оторвать от нее кусок (кроме, странным образом, татар, которые его поддерживают). В целом это короткий период парламентской монархии в России.
Сам Михаил при этом ведет себя крайне осторожно и не выделяется не чем. В целом в тот период именно такой правитель и требовался, за это его выбирали. Страна к его смерти полностью вышла из смуты.
Сын у Михаила оказывается всего один - Алексей Михайлович, вообще Романовы значительно менее эээ плодородны, чем Рюриковичи, по 500 наложниц никто не держит. По очевидным причинам.
Уже в начале правления Алексея вводится Соборное Уложение, которое фактически вводит все законы крепостного права в том виде, в котором большинство из них доживет до 20 века. Успокоившаяся страна начинает самоструктурироваться, появляется система сыска. Проходит церковная реформа, приближающая обряды к византийским. Выделяются не желающие ее соблюдать - старообрядцы.
Монархия при Алексее все еще сохраняет черты парламентской, но теперь он под влиянием одной семьи - Морозовых. Врочем это не так важно, Алексей уходит воевать с основным внешним врагом - Польшей. В отличие от отца - он готовится к правлению с детства и сразу же чувствует себя избранным для этой миссии, тем более учитывая отсутствие братьев-претендентов. Он много времени проводит над бюрократическими бумагами, и даже в военных походах более интересуется снабжением чем разработкой планов битв. При Алексее вырастают разнообразные приказы, страна все становится более похожа на механизм.
Ежедневная старательная работа приносит плоды, уже к середине царствования Алексей независим, а Русь - процветает, начинается колонизация Сибири. Идет семнадцатый век, и все монархии в это время занимают все свободное от конкурирующей власти пространства - и вокруг Руси этого пространства больше чем где-либо.
Алексей проводит множество реформ, это первый царь современного образца - реформу против пьянства например, денежную реформу, налоговую. Он приносит в страну порядок. Детей у него уже шестнадцать. Романовы с него укореняются.
Как это вечно повторяется в истории нашей страны - за любым объединением и упорядочиванием неизменно следует развал. К семнадцатому веку дети умершего самодержца уже не кидались резать друг друга, как то это стало не принято, однако это не мешало резне боярских кланов вокруг разнообразных наследников. В результате власть переходит старшему сыну Алексея - Федору. Тот быстро умирает. Потом его брату Ивану V. Но он и сам здоровьем не отличается, так что его ставят соправителем следующего сына Алексея - десятилетнего Петра I. Все это идет на фоне жесточайших разборок знати, которая использует проблемы власти, чтобы вернуться к олигархии. Плюс их еще активно задвигает сестра - царевна Софья. Короче идет бардак. Царя два, у них даже
особый двойной трон.
К началу восемнадцатого века Петр I достигает совершеннолетия, отправляет сестру в монастырь и единолично садится на трон (при этом номинально правят они вместе с братом). Первое время правление его особо не интересует, он занят играми в солдатики. Страсть к европеизации к нему приходит после обучения в Голландии (передовой стране своего времени).
Интересно, что в целом Романовы крутят вокруг нескольких типажей. Либо это люди, которые так или иначе увиливают от обязанностей правителя, либо это люди которые видят в своих обязанностях тяжелую повинность, либо люди которые получают от них удовольствие. И больше всего пользы принесли стране последние. И Петр Первый из них был самым ярким.
Петр развивает образование, науку и исследования, при нем страна страновится полноценной (хотя и диковатой) европейской империей типо нуянезнаю, Испании.
Как и Алексей, Петр очень много работает, но он стартует уже с империи, созданной Алексеем, плюс он совмещает в себе и военные таланты - успешно воет и пробивается к балтийскому морю. В конце концов он вводит городское выборное самоуправление, часто имеющее больше власти чем даже современное. Петр создает бюрократическую вертикаль власти - табель о рангах. Формируется тайная канцелярия - первые спецслужбы. Военно-промышленный комплекс и вообще тяжелая промышленность.
То же самое происходит в это время и с остальными монархиями в мире, начало восемнадцатого века это пик позднего средневековья перед самым началом возрождения. Вот-вот все эти разжиревшие монархии начнут масштабные войны друг с другом - но во времена Петра еще толком не начали.
Смысла в спрятавшейся в глубине страны столицы больше нет, татары у ворот не стоят. Петр переносит двор ближе к Европе - в Питер. Во многом его правление похоже на сталинское, тоже идет мощнейшая экспансия во все стороны вместе с закручиванием гаек изнутри. В целом начало восемнадцатого века похоже на начало двадцатого.
С наследованием у Петра выходит плохо. Первый сын пытается убежать и Петр его ловит, судит и убивает. Второй умирает сам, начинается чехарда. Петр вводит закон, по которому правитель может сам объявить наследника не считаясь со старшинством, однако умирает, не успев сделать официального заявления.
В результате, снова, как всегда, за смертью сильного правителя начинаются смуты, интриги, бурления говн. Кратковременно к власти приводят его жену Екатерину I, кстати совершенно не королевских кровей женщину. Она быстро умирает. Используя петровские изменения в правилах престолонаследия она передает власть внуку Петра I - Петру Второму. Но он тоже быстро умирает, даже не достигнув совершеннолетия. Страной в это время правят Меньшиковы, а потом Долгоруковы.
Петр II завещания не оставляет и тайный совет (читай - олигархия) приводят к власти дочь Ивана V, который напомню формально был императором наравне с Петром I. Анна к тому времени уже состоявшаяся светская львица, графиня Курляндская, однако она не имеет никакой поддержки в России, никого в Петербурге не знает, и все считают ее идеальной управляемой фигурой. Она даже подписывает ограничения в своей власти в пользу Совета.
Как обычно с такими "идеальными управляемыми кандидатами", все меняется в момент, стоит только кандидату приехать во дворец и узнать что армия на ее стороне, и олигархов эта армия видела в гробу. Анна моментально всю эту шелупонь разгоняет и берет единоличную власть в одной из крупнейших империй мира. В целом ее правление очень формальное, Анна условно продолжает курс Петра, но без энтузиазма, можно вывести девушку из Курляндии, но невозможно вывести Курляндию из девушки.
Детей она не оставила, поэтому в завещание вписывает своего аж сводного внука Ивана VI. Откуда у наших императриц такая привязанность к сводным внукам? Тот совсем маленький, правит регентша его мать Анна Иоановна, и их очень быстро свергает дочь Петра I - Елизавета. Таким образом чехарда и серии дворцовых переворотов (которые в 17 веке заменили резню двенадцатого) продолжаются.
При Елизавете наступают времена прото-мировых войн, в которых участвуют огромные европейские коалиции, и хочешь-не хочешь, но нужно в них ввязываться, если уж ты империя. Первая такая война - Семилетняя. В целом императрица продолжает следовать философии предшественников и просто старается не сломать то, что выстроил Петр.
В это время во всех странах с развитыми мануфактурами увеличивается городское население, и власть монархов начинает шататься. Революция во Франции уже произошла, война за независимость США вот-вот начнется. Однако в России с рабочими все очень так себе, и тем более с мелким бизнесом, поэтому император получает все перки от позднего средневековья, но не получает его проблем. В результате это времена, когда для наших правителей время остановилось, и можно особенно не делать ничего.
Елизавета умирая передает власть своему
сводному внуку племяннику Петру III. Он кстати внук Петра I. Имена повторяются через одно поколение, потому что среди царей действует неглавное правило называть сына в честь деда.
Петр III правит не долго, толком успевает только поднять дворянство над остальными сословиями и чуть укрепить крепостное право. Свергает его собственная супруга Екатерина II, как обычно с поддержкой армии, которая видит в Петре ставленника олигархии.
Екатерина Вторая это безусловно второй по известности Романов после Петра. Ее правление это фактически упорядочивание всего, что Петр I настроил. Укрепление самодержавия, еще большее закабаление крестьян, продолжение аккуратной экспансии без серьезных конфликтов (выход к Черному Морю наконец-то), полноценное вступление в европейскую политику наравне с Францией и Германией, систематизация законов, разделение страны на губернии (которые сейчас фактически стали областями), протекторат свободного предпринимательства.
При Екатерине Россия становится одним из крупнейших поставщиков сырья, сырьевой державой.
А еще при Екатерине появляются первые зачатки русской литературы.
Насколько спокойным было все правление Екатерины Великой, настолько же аккуратным у нее получился и транзит власти - к сыну Павлу I. С которым Россия и вступила в девятнадцатый век.
Мать Петр не любил и первым же делом изменил закон о престолонаследии, исключив из ротации женщин, и чсх - женщины больше никогда в нашей стране не правили, ну до Раисы Горбачевой хаха. Правил он всего два года. За это время успел отменить часть нововведений матери - усилил крестьянство, ослабил дворянство, усилил цензуру, укрепил армию. Двор все эти мотания туда-сюда не нравятся, тем более что к заговорам все привыкли. Его убивают, и передают власть его сыну Александру I, как собственно и собиралась сама Екатерина, но по неясной причине не успела.
Александр фанат французской революции (за исключением идеи казни монархов) он вводит свободу печати, слова, совести, частной собственности. Развивает образование - при нем русская литература (и русская культура) расцветают. Он вводит условное разделение власти на три ветки (естественно сохраняя превыше всего императора). Впрочем скоро становится не до того - начинаются Наполеоновские войны.
Наполеона мы забиваем и казалось бы вот время для настоящих либеральных реформ, Александр уже готовит проект конституции с выборами властей. Но, что-то идет не так, поднимается восстание декабристов, которые хотят вообще целиком снести царскую власть, как во Франции.
Восстание подавлено, так толком и не начавшись, но Александр считает что дошел до черты, за которой повторит судьбу французских королей. На этом его мечты о свободной России будущего заканчиваются. Он начинает закручивать гайки, а потом и совсем забивает на правление (что опять же не сильно влияет на ситуацию т.к. см абсолютизм позднего средневековья слэш возрождения).
Последнее, что Александр сделал - это передал власть своему младшему брату, минуя другого (не настолько младшего), даже добившись от него официального отречения.
Правление перешло к Николаю I. И, на этом мне становится не интересно, потому что начиная с Николая Первого все императорствующие Романовы более менее одинаковые. Они мало что толком делают, при них застой и непрерывная война со временем, и все это заканчивается сами знаете чем.
Купил вдруг какие-то бритвы...
[Print]
triber-nefrit