Решил, что надо-таки написать.
Для тех, кто не в теме. В эту субботу администрация ВВЦ "демонтировала" (а попросту говоря грубо
покрошила ковшом экскаватора в мелкий металоломный мусор) уникальный экспонат - самолет Ту-154 номер СССР-85005, стоявший перед павильоном "Космос". Событие - в принципе весьма печальное, но тут случилась авиакатастрофа в Перми, и затмила собой всё остальное. К тому же отдельные альтернативно-одаренные граждане тут же начали пляски на костях, с общей темой "машины мстят", "самолёты-люди: счёт 88-1" и тому подобное. Писать в тот момент что-то о вообщем ерундовых (по сравнению с гибелью десятков людей) вещах казалось совершенно некорретным. Сейчас, думаю, всё-таки напишу.
Официальная (и, как выясняется, одобряемая весьма большим количеством людей) мотивация руководства выставки говорит, что самолёт был настолько стар, что просто представлял угрозу - поэтому его надо демонтировать. Кроме того, по утверждению тех же самых официальных представителей администрации выставки, ВВЦ - это как бы, всё же, не музей, это "смотр новейших достижений" нашей страны, а полусгнившие древние самолёты к этим новейшим достижениям явно не относятся уже лет 30. Типа, уберём Ту-154, поставим новый "Сухой SuperJet" - и будет всем счастье.
В этом контексте картина, вроде как, совершенно меняется - и многие в блогосфере эту точку зрения вполне себе разделяют, вот AleXX выложил вполне точный видеоролик, хорошо иллюстрирующий ситуацию.
Вообще же этот вопрос коррелирует со многими другими, в частности со всем, что связано с реконструкцией исторического центра Москвы (или, например, Питера) и тому подобным: является ли нечто старое (вариант: старинное) объектом самоценным, и достойным сохранения и поддержания только лишь за эту самую свою старость (старинность)? Это применимо и к "просто старым домам", и к другим объектам, которые ничем другим особенным (вроде особенной конструкции авторства известного архитектора, или дома-музея кого-нибудь) не выделяются.
Но это тема, вообщем, отдельная и длинная, хотя и связанная с данной. Я сейчас всё же хочу отдельно и конкретно про "крупнейший смотр достижений страны" - ВВЦ, Ну, лично у меня слова про "новейшие достижения" вызывают некоторые сомнения, ибо я не очень уверен что к ним можно причислить личный замок господина Якубова, стоящий на месте бывшей лодочной станции, а так же продающиеся в павильоне "Космос" малосольные огурцы и продающиеся же в павильоне "Металлургия" японские автомагнитолы.
Ну да дело не в этом. Возможно, я в своём скепсисе и заблуждаюсь, может быть замок и малосольные огурцы - это, ну... перегибы на местах, эхо лихих девяностых, а вот сейчас там типа взялись за ум, и вот сейчас начнут изо всех сил вставать с колен, поставят SuperJet перед "Космосом", а Гагаринскую ракету на той же площади заменят на "Тополь-М" или "Булаву". Возможно, да. Если крепко зажмуриться, то можно и поверить.
Но я тут о более глобальном подумал. А что такое ВДНХ/ВВЦ вообще, и зачем она нужна? Нет, ну то, что это гигансткий кусок дорогущей земли в неплохом районе Москвы, со всеми вытекающими из этого вкусными бонусами для тех, кто этот кусок контроллирует - это и так понятно. Я не об этом. Мне вот интересно, какие общественно-полезные предназначения у неё могут быть. Ну, если предположить что светлое будущее вдруг наступило, коррупцию победили, и всё стало как надо.
Ну вот как "смотр новейших достижений страны" я ВВЦ не вижу. ВСХВ-ВДНХ были PR площадкой советской экономики, там людям рассказывали и показывали о том, что они живут лучше всех в мире. Сейчас же всё, что населению страны нужно знать об её успехах на ниве вставания с колен (и об удвоении надоев, и о стратегических бомбардировщиках, бороздящих просторы большого спорта) доставляется напрямую в мозг при помощи расположенной недалеко от ВВЦ Останкинской телебашни. Собирать материальные свидетельства этого процесса в некоем реальном месте в физическом мире слишком неэффективно - их там увидят в сотни раз меньше людей, чем по телевизору, а их тому же придется ещё и изготавливать по-настоящему: потёмкинские деревни могут не прокатить. Вообщем, отпадает.
Может быть тогда реальный выставочный центр? Не для показушного PRа, а для всамделишних (читай - коммерческих) выставок, конференций, и симпозиумов? Ну т.е. для того, чем они сейчас вроде-как-бы с грехом пополам занимаются?
Тоже отпадает, и вот почему. Изначальная задумка выставки как PR-площадки (смотри выше) сказалась на её планировке, архитектуре павильонов, самой концепции. Это развлекательный парк, куда приходят обыватели. Они приходят отдыхать: гулять, загорать у фонтанов, есть мороженное, кататься на аттракционах и заглянуть в павильоны, либо поглазеть на БелАЗы-ракеты-самолёты, либо купить малосольных огурцов - это уж зависит от начинки этих павильонов. Проводить в этих условиях серьёзные деловые конференции нереально: условия не те. Выставки-конференции, расчитанные на этих самых обывателей - вроде, к примеру, книжной - там ещё проводить с грехом пополам реально, и то павильонов, подходящих для этого, раз-два - и всё. А для всего остального (чего, понятно, 90% от общего числа) гораздо лучше подходят "Экспоцентр", "Москва-Сити", "Крокус-Экспо" и им подобные. Там и инфраструктура вся под это заточена, и павильоны большие да просторные, и подъезды удобные, и публика не праздношатающаяся, а предметно ориентированная.
Понятно, что при наличии желания и денег из ВВЦ можно сделать такой же центр. Но для этого надо снести там всё нахрен вообще и построить заново. Этого никто, к счастью, сделать не даст - павильоны ВВЦ, в отличии от самолёта, являются памятниками архитектуры и охраняются государством. Да вообщем, этого делать и не надо - существующих центров сейчас хватает, а если и надо будет построить новый, то его дешевле и практичнее строить на чистом месте, причем не глубоко в городе, а за МКАДом: подъезды удобнее (собственно, именно по соображением подвоза грузов "Крокус" для многих организаторов выставок значительно предпочтительнее "Экспоцентра").
Вообщем, коммерчески оправданного конференц-центра из ВВЦ не получится.
В текущем виде она представляет собой гигантский, невероятно дорогой в эксплуатации, но совершенно бестолковый торгово-развлекательный центр, на котором, в промежутках между катаниями на устаревших аттракционах и просадкой денег в лохотронах можно купить всё, от трусов до уже упоминавшихся малосольных огурцов. Возможно, такая форма деятельности (в купе с продажей наиболее вкусных кусочков всяким Якубовым) позволяет выставке хоть как-то существовать в отсутствии возможности получать государственное финансирование на PR цели или же частные деньги под коммерческие конференции. Не знаю, может быть.
Но.. мы же разбираем вариант "In the perfect world"? Так почему бы не помечтать, что государственные люди отвлеклись от распила отката и нашли таки некий бюджет на содержание этого заведомо убыточного кусочка земли. И эти деньги даже не разворовываются администрацией оного кусочка.
А что тогда? Да в моём понимании ВВЦ должна быть музеем той ВДНХ, которая когда-то была на этом месте. Как дом известного человека становится его домом-музеем. Когда частично восстанавливается интерьер, а рядом размещается историческая информация о том, что здесь было при жизни владельца, что он делал и о чем думал, сидя вот на этом унитазе.
Пока в приличном состоянии и сама террритория выставки, и большинство павильонов, пока живы те, кто помнит какой эта выставка была при СССР - ведь можно же её восстановить. Союз - каким бы он ни был - был гигансткой эпохой в нашей истории, и у нас есть практически готовый прекрасный музей этой эпохи. Восстановить павильоны, их оригинальные названия - и на сколько можно их оригинальную экспозицию. И сопроводить это объективной (ну, по возможности - мы же про Perfect World говорим) информацией. Была в павильоне "Земледелие" экспозиция про то, что советская земля - самая урожайная в мире? Но так что же - восстановить её, а рядом поставить материал о том, как оно было на самом деле, хотите - в подтверждение этого тезиса, а хотите - про насильственную коллективизацию да голодомор, это уж как совесть и текущие учебники истории позволяют. Сделать небольшие видео-комнаты и крутить в них, например, агитационные киноролики времён союза, или там фрагменты из фильма "Кубанские Казаки" - хотите с комментариями, хотите - без (только тогда придется проследить, чтобы посетители их с текущими телепередачами первого канала не перепутали). Сделать нормальные экспозиции про историю машиностроения, науки, освоения космоса. Не текущие - это всё малоосуществимо и малореально - а именно про советские! Про тот же "Буран" расскажите, перетащив его с набережной Парка Горького - это же интересно.
При нынешней моде на всё советское - оно оправдано будет. А если сделать честно - так и пользу принесёт, особенно тем, кто о союзе представление имеет исключительно по стареньким PR-мифам, созданным в рамках той же системы пропаганды, которой служила оригинальная ВДНХ, а нынче извлеченным из нафталина и пущенным в оборот.
Если сделать хорошо - так ещё и, чего глядишь, прибыль приносить начнёт, туристы поедут со всего мира: это диснейлендов да миниатюрных копий миниатюрных же стран повсюду полно, а тут - миниатюрная модель СССР времён его величия, полное погружение, все дела - думаете, не поедут смотреть? Я бы, вот, поехал..
Вот. Но это я размечтался, да. Оно, как известно, не вредно - но тем галимее реальность. Дело ведь не в цинично раздавленном самолёте, не в огурцах, продаваемых там, где когда-то висел первый искусственный спутник земли. Дело в том что мы в очередной раз сами себя добровольно лишаем памяти о собственной истории. А известно, опять же, что у тех, кто не имеет прошлого, нет и будущего.
ЗЫ. Обо всём этом хорошо
написала Схизма. Я не во всем с ней согласен, особенно в том что касается вполне себе конспирологической теории "уравнения потенциалов" - но тем не менее.
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos