Обещала другу
Томоми поделиться гражданской лирикой одной крайне любопытной исторической личности, а именно, знаменитого военачальника, полководца и "серого кардинала" эпохи Троецарствия, и прочая, прочая, прочая -
Цао Цао! И вот, выполняю обещание - делюсь!
А заодно поделюсь и его биографией, хотя бы потому что она у него страсть, как интересна, и в поэтической лирике занимает видное место, что для того времени оказалось настоящим прорывом в стихотворной области. Да-с, на тот момент события своей жизни описывать в стихотворной форме ещё никто, окромя нашенского Цап-Царапыча, не додумался.
И, - чудный труд о жизни Цао Цао у
Red D.A.:
https://chaossanctuary.diary.ru/p195401498.htm
Когда начинала писать пост, думала, что сумею уместить в одно и поэзию, и биографию, и только после завершения биографического очерка Тень схватилась за голову: а на стихи-то места уже и не остаётся! Засим - стихи будут продолжением, в следующем посте!
Ца́о Ца́о (кит. упр. 曹操, пиньинь: Cáo Cāo; 155 — 220) — китайский полководец, автор сочинений по военному делу и поэт, главный министр империи Хань.
Фактический правитель империи Хань в начале III века.
Цао Цао выведен в романе «Троецарствие» как наиболее колоритный злодей своего времени. Для китайцев он является одной из самых ярких и узнаваемых фигур национальной истории. В его распоряжении находились самые многочисленные армии древности — числом до миллиона воинов. После победы при Гуанду он стоял на пороге объединения Китая под своим скипетром, но уступил инициативу Сунь Цюаню и Лю Бэю в результате сокрушительного поражения в битве у Красной Скалы.
Собственно говоря, основная биография этого неординарного человека уместилась в один абзац Вики...
Но гораздо интереснее посмотреть на неё немножко подробнее)))
Итак, отец Цао Сун происходил из рода Сяхоу, таким образом, его родовое имя было Сяхоу Сун. Фамилию Цао он (а следовательно и сам Цао Цао), получил от усыновившего его придворного евнуха Цао Тэна.
Происходивший из приёмной семьи придворного евнуха, Цао Цао (второе имя - Мэн-дэ) ещё 18-летним юношей покинул дом, поступил на военную службу и к концу II века н. э. возглавил самую могущественную военно-политическую фракцию, контролировавшую важнейшие в хозяйственном и стратегическом отношении районы распадавшейся ханьской империи.
Политическая ситуация в стране на тот момент была просто плачевной. В 189 г. кликой придворных евнухов на трон был возведён малолетний император, Шао-ди, регентом при котором стал родственник правящего дома, Хэ Цзинь. Борясь со своими политическими противниками, Хэ Цзинь вызвал в столицу - город Лоян, генерала Дун Чжо, войска которого взяли город штурмом. А сам Дун Чжо, вопреки возлагавшимся на него надеждам, фактически узурпировал верховную власть, решив, что раз уж столица в его руках, то отчего бы и не воспользоваться подобной удачей?
Шао-ди, тайно вывезенный из Лояна, в скором времени погиб, чему предшествовало, как это описывается в хрониках, зловещее знамение - солнечное затмение. Дун Чжо возвёл на трон нового государя, - Сянь-ди, вынудив его покинуть разорённый Лоян и переехать в город Чанъань (провинция Шэньси), который был столицей ханьской империи во II - I вв. до н. э.
А что же Цао Цао? Неся государственную службу в должности мелкого чиновника, а затем офицера армии низкого звания, Цао Цао был вынужден податься в бега после неудавшегося покушения на этого самого Дун Чжо, который держал императора в качестве заложника.
Далее рассказывается история, характеризующая нашенского Цап-Царапыча, как человека подозрительного и не стеснённого рамками морали.
Укрывшись в деревне у друга своего отца, Цао Цао услышал звук затачиваемого ножа. Встревоженный, он убил всю семью приютившего его человека, лишь позже выяснив, что они собирались заколоть свинью, чтобы накормить гостя. В замешательстве Цао Цао сказал известную цитату: «Лучше я предам мир, чем позволю миру предать меня».
однако на этом борьба с Дун Чжо не закончилась. Цао Цао организовал союз князей во главе с Юань Шао для борьбы с узурпатором.
После убийства Дун Чжо (май 193 г.) одним из его офицеров в генералитете его армии начались распри, и Сянь-ди оказался на положении пленника, подвергаясь невиданным для китайского монарха оскорблениям: его дворец был сожжён, а наложницы отданы конникам-варварам, составлявшим элитные части армии Дун Чжо.
Только осенью 195 г. Сянь-ди и его окружению удалось уговорить преемников Дун Чжо отпустить их из Чанъани. Вернувшись в Лоян и понимая, что ему не обойтись без помощи крупных военно-политических лидеров, имеющих в своём распоряжении армию, Сянь-ди обратился к двум из них, крупнейших на тот момент: генералу Юань Шао и к Цао Цао, сумевшему на тот момент сделать себе неплохую военную карьеру.
В возрасте 35 лет Цао Цао собрал небольшую армию из родственников, друзей и местных жителей. Несмотря на многочисленные поражения в ранних сражениях из-за своей чрезмерной самоуверенности, Цао Цао удалось сформировать большую дисциплинированную армию, благодаря его исключительному умению руководить. Он беспристрастно относился к своим подчинённым и принуждал к дисциплине всех. В то же время он принял ряд позитивных мер по переселению крестьян, перемещённых в результате войны на заброшенные поля, и взял их под свою защиту, приказав войску помочь сельскому хозяйству.
В свою очередь, эти крестьяне обеспечивали надёжные поставки продовольствия для армии. Существует рассказ о том, как Цао Цао наказал сам себя, приказав военному судье публично отрезать локон его волос, после того как его испуганный конь забрёл в пшеничные поля и потоптал урожай. Однако другая история рассказывает, что Цао Цао за убийство его отца городским губернатором приказал своему войску жестоко расправиться с населением целого города.
Цао Цао известен также как ценитель талантливых людей, он собирал их независимо от семейного происхождения или личных конфликтов с ним. Многие из его генералов первоначально были его противниками, и он оказал им большое доверие, как только они проявили к нему лояльность. Также он был очень великодушен и проявлял уважение к талантливым полководцам, даже если они отказывались служить ему. Как правило, после победы в сражениях Цао Цао позволял своим подчинённым забрать все трофеи в качестве награды.
Так произошло превращение Цао Цао в политического деятеля общегосударственного масштаба.
Вскоре Цао Цао получил от императора сперва титул Вэйского гуна, а затем — и Вэйского вана, то есть фактически самостоятельного правителя северного княжества Вэй.
Став в 205 г. верховным министром последнего ханьского императора Сянь-ди, он фактически сосредоточил в своих руках всю полноту верховной власти, пытаясь воспрепятствовать распаду империи.
В 207 г. н. э. Цао Цао полностью укрепил свои руководящие позиции во всём Северном Китае. Чтобы обеспечить себе военную карьеру, он управлял молодым императором, как марионеткой. В битве при Гуаньду, используя ряд военных тактик, с необычайной скоростью он одержал победу над огромной армией своего величайшего конкурента, и стал легендой китайской военной истории.
После победы в битве при Гуаньду в доме противника были найдены личные письма от его офицеров, адресованные врагу. Цао Цао приказал, чтобы все эти письма, не читая ни одного из них, сожгли во дворе, и сказал знаменитую фразу: «До этой ожесточённой битвы даже я не знал, выживу ли; как я могу винить других за желание уйти?» Офицеры были взволнованы его прощением, и в дальнейшем были преданы ему.
За годы своей военной кампании в Китае Цао Цао выиграл множество сражений до того, как потерпел поражение от объединённой армии двух других региональных лидеров в битве у Красной скалы, что привело к образованию трёх царств.
После отступления на север, Цао Цао сосредоточился на восстановлении экономики и улучшении жизни народа. Под его руководством север был объединён и процветал. Цао Цао получил титул Вэйского вана (князя) и был назван «способным министром в период хаоса».
Не менее яркий след Цао Цао оставил и в истории китайской художественной словесности. Именно при его дворе сложилась плеяда чиновников-поэтов, творчество которых составляет "Цзфньаньскую поэзию" - особое литературно-политическое течение, с которым соотносится становление в Китае авторской лирической поэзии.
Одна из особенностей лирики Цао Цао - её автобиографичность. Он повествует об эпизодах собственной жизни, о тех событиях, участником которых ему ему довелось быть, излагает мысли по поводу происходящего в стране, поведения своих современников, а также видение идеального государственного устройства и мер, необходимых для его образования.
В декабре 2009 года китайские археологи нашли предположительное место погребения Цао Цао у города Аньян (провинция Хэнань). Могильный комплекс расположен на территории, занимающей 740 м².
Ну, и, конечно, нельзя не рассказать о дальнейшем жизненном пути Цао Цао, нельзя не рассказать о его сыновьях, оставивших не менее яркий след как в истории, так и в поэзии.
Обычно говорят, что на детях гениев природа отдыхает. К счастью, в семье Цао было далеко не так! Поэтический талант достался обоим сыновьям Цао Цао - и старшему, Цао Пэю (или Цао Пи), и младшему, Цао Чжи. Увы, именно поэтическое дарование оказалось яблоком раздора между двумя братьями...
Семья Цао Цао - монумент и памятник. Едины, так сказать, в трёх лицах - отец, Цао Пэй и Цао Чжи)))
Цао Пэй родился в семье Цао Цао от одной из его наложниц, госпожи Бянь, когда отец был простым чиновником среднего уровня без особенных перспектив. Детство будущий император провёл без отца — Цао Цао в это время находился в войнах, и как воспитывался Цао Пи — достоверно не известно. В 211 году отец назначил Цао Пэя своим заместителем. Тогда же в сражении погиб его старший брат Цао Ан, и Цао Пэй остался старшим братом в семье. Но министр Великой Хань больше ценил пылкость и стихотворное дарование младшего брата, Цао Чжи, и окружающие прочили его в наследники всего царства Вэй.
В конце концов слабые административные способности Цао Чжи и совет полководца Цзя Сюя о том, что отступление от принципа первородства может быть использовано врагами, решили дело в пользу Цао Пэя. Старший брат долго припоминал младшему те времена, когда тот ходил в любимчиках отца, и судьба самого Цао Чжи сложилась весьма печально...
Немножко писала о нём вот здесь: https://journals.ru/journals_commen...987976#comments
Поэзия братьев разительно отличалась друг от друга, и для сравнения приведу два стихотворения, посвящённых Башне Бронзового Воробья.
* * *
Поднявшись выше императорской столицы,
Глядим на землю мы, как птицы в облаках.
Собрались выдающиеся лица
Стране порядок дать, как в благовещих снах.
Вокруг поют нам гармонично птицы,
Так ароматен, тих весенний ветерок.
В покое, равновесьи мир хранится.
Времён блестящих наступает срок.
Восточный царь, как Небо, будет вечен,
В своём благом величьи бесконечен.
Цао Чжи.
* * *
С перил мы смотрим башни высочайшей.
Внизу — прохладный пруд с водой чистейшей.
Вверху — с луною пляшет стая лебедей.
Министр — вассал, из подданных вернейший:
Монарху служит вечно князь, отец людей.
Цао Пи.
И, конечно же, невозможно не рассказать о многочисленных произведениях, где можно встретить Цао Цао! Китайцы любят хитрого и расчётливого полководца, основавшего царство Вэй, и снимают картины о нём достаточно плодотворно.
Прежде всего, увидеть его можно в ТВ "Троецарствие", снятом в 2010 году.
Затем, фильм в двух частях, "Битва у Красной скалы", режиссёра Джона Ву, 2008-2009 гг.
"Пропавший мастер клинка", режиссёр Алан Мак и Феликс Чун, 2011 г.
"Убийцы", 2012 г, режиссёр Чжао Линьшань.
И, наконец, ТВ "Тайны Троецарствия", 2018 года, режиссёр Патрик Яу, Стив Чэн.
Благословение Небожителей. ...
[Print]
JayKo