День одиннадцатый (7 октября)
Часть 2. За перевалом
Торонг Ла разделяет две провинции; Мананг, из которого мы пришли, и Мустанг, в который направляемся. Наш план состоит в том, чтобы не позднее, чем к двум часам дня спуститься к городу Муктинат (Muktinath) расположенному на высоте 3760 м, на 1650 м ниже перевала. Там можно пообедать и поймать джип, который часа за полтора довезет нас дальше, до города Джомсома (Jomsom). Такая спешка обусловлена тем, что у нас из Джомсома запланирован перелет местными авиалиниями в Похару (Pokhara) - большой курортный город к югу от кольца Аннапурны. В принципе, лететь можно как завтра, так и послезавтра - достаточно гибкие билеты это позволяли делать, но на завтра у нас будут места в первом рейсе, а на послезавтра - во втором. Так как погода здесь всегда лучше по утрам, то первый рейс полетит с большей вероятностью. Вообщем, у нас есть основания торопиться.
Но для начала надо, собственно, спуститься с перевала. А это не намного проще подъема на него: глубокий (местами по пояс) снег, достаточно крутой уклон вниз, по-прежнему очень плохая видимость. К тому же мы вымокли и замерзли: надо было как можно скорее добраться до ближайшего жилья, чтобы хоть чуть-чуть высохнуть и переодеться. Спускаемся бегом, но почти на автомате – удивительно, как не переломали себе ноги в скрытых под снегом камнях.
По ходу спуска снег становился все мокрее: в конце-концов под ногами образовалась каша, мерзко чавкавшая при каждом шаге, и такое же не-пойми-что падало/лилось сверху.
После 10 утра вышли из снежной зоны. Здесь, у выхода из ведущего с перевала ущелья, на высоте чуть ниже 5000 м расположена деревушка Феди (Phedi). Здесь вообще много деревень с таким названием (та, где находится нижний базовый лагерь перевала, тоже Феди). Phedi означает "подножие горы" по-непальски.
Здесь даже есть пара лоджий и чайных домиков. Заходим внутрь одного из них, садимся у небольшого кизячного костерка, греемся, пытаемся сушить какие-то вещи, переодеваем те, что быстрой сушке не подлежат. Нас догоняют швейцарцы. Молодцы, шустрые: мы бежали вниз очень быстро, думал не догонят.
Отдохнув чуть более часа в Феди, продолжаем путь в Муктинат. Долина, ведущая к нему, разительно отличается от того, что осталось по ту сторону перевала. Если там, в районе Яхарки, была диковатая, но в целом очень симпатичная тундра, то тут – та же тундра, но как после ядерной войны: беспорядочно разбросанные камни, от мелких до гиганских булыжников; овраги с бегущими внизу ручьями; какие-то мутные ямы и рытвины. В общем, полный апокалипсис. Я не геолог, но сдается мне, что такие следы оставляет сошедший ледник – конфигурация ущелья этому также способствует.
К половине двенадцатого под непрекращающимся дождем выходим к окраине Муктината. Здесь, на высоте 3760 метров, расположен очень важный в религиозном плане индуистский монастырь, в который постоянно едут паломники из других частей страны и из-за границы (прежде всего - из Индии). Сейчас, после окончания Дасайна, в потоке паломников наблюдается временное затишье: даже лавочки с религиозной символикой закрыты.
Еще через полчаса ходьбы приходим, наконец, в Муктинат. Располагаемся на обед в ресторане крупной местной лоджи, а Денди убегает на разведку – искать места в джипе до Джомсома.
Только успели пообедать, как приходит Денди с очень невеселыми новостями. Во-первых, дорога до Джомсома размыта: из-за шедших последние пять дней и непрекращающихся до сих пор дождей случилось несколько оползней. Так что никаких джипов в Джомсом не будет наверняка – теперь туда только пешком. А во-вторых, эти же самые пять дней из Джомсома не летали никакие самолеты – погода совершенно не лётная – ну и совершенно не факт, что в ближайшие дни что-то изменится. Тут-то мы и прониклись серьезностью положения.
Мы-то планировали сегодня доехать до Джомсома, запаковать треккерские шмотки – и уже завтра с утра улететь в Похару. А тут не только накрывается возможность попасть в Похару, но и вообще перспективы становятся весьма туманными: на дворе 7е октября, рейс в Москву через 4 дня, а мы в наиболее дальнем конце Кольца Аннапурны. До ближайшего города, где можно сесть на автобус, идущий в Катманду – Бени (Beni) три дня пути, если шагать по 8-9 часов в день. А из Бени до Катманду надо еще доехать, и хорошо, если будут ночные автобусы. А если нет? Всерьез замаячила перспектива опоздать на рейс в Москву, со всеми непонятными, но устрашающими последствиями.
Теоретически, из Джомсома могут дальше идти джипы, и, меняя их в ключевых точках и проходя некоторые участки пешком, можно успеть в Бени из Джомсома не за три дня, а за два, а может и за полтора. Но о качестве дороги за Джомсомом никто не знал ничего наверняка, ходили только слухи, причем мрачные: обвалы и оползни везде, куча погибших, на дорогах хаос. В ресторане мы Муктината встретили группу русских, вернувшихся из трека по верхнему Мустангу – они тоже застряли тут, причем без багажа: им его не привезли из-за обвалов. Они уже махнули рукой на возможность улететь куда-либо из Джомсома и неспешно собирались пробиваться пешком. Времени до вылета в Москву у них было больше нашего, так что на сегодня они остались ночевать в Муктинате. Мы же себе такого позволить не могли и решили сегодня во чтобы это ни стало дойти до Джомсома, а там уже решать - если случится чудо и получится улететь – будет совсем круто. Если нет - хоть будем на 4 часа ближе к цели. Поэтому собрались, натянули промокшую обувь на сбитые ноги – и выдвинулись в Джомсом.
картинок сегодня нет. Ну такая вот уж погода была. Вообще ничего не снималось в этом месте. Да и сил, честно говоря, не было
<< назад | вперёд >>
к содержанию
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos