Mirror, mirror, is there someone who can make my day today?
Алекс Лочер
дневник заведен 02-06-2002
постоянные читатели [303]
закладки:
цитатник:
дневник:
местожительство:
Москва, Россия
интересы [76]
общение, программирование, фотография, дайвинг, горы, политика, путешествия, люди, история, сны, парашютный спорт, горные лыжи, Мир как текст
антиресы [14]
лицемерие, расизм, предательство
[5] 03-08-2014 11:50
На гребне

[Print]
РасчЮдесная
15-02-2009 03:26 Франция 2009. Отчет. Часть 5
Склоны. Инфраструктура.

Говоря о горнолыжном курорте и его привлекательности для клиентов, важно понимать, что дело не только в красоте гор, разнообразии склонов, длине трасс и перепаде высот. Важно ещё, чтобы среди всего этого была построена хорошая инфраструктура. Одно без другого смысла имеет довольно мало.
Например, на нашем кавказе горы ведь великолепные - высокие, красивые, разнообразные. Но что с того толку, если подъемники там как построили в 60е годы прошлого века, так с тех пор и не обновляли, трассы не обрабатывают и не подготавливают (ибо ратрак - один на гору, и то солярки нет), а спасателей на случай если-вдруг-что считай что нету?
Вообщем, красоты-красотами - но и техническая сторона важна ничуть не менее. В данном случае, техническая сторона - это подъемники, подготовка склонов, безопасность (в частности, противолавинная) - ну и всякие сервисы на склонах - еда там, туалеты и тому подобное. Этот пост - подробное описание всего этого дела с картинками.


опора подъемника


Как уже было сказано, "Три Долины" - регион большой, так что полностью покрыть его надлежащей инфраструктурой - задача не из легких. Однако и развивается он давно - первые разрозненные курорты здесь появились еще в конце 30х годов прошлого века, а единым регионом катания "три долины" стали в 1973. За это время курорт непрерывно строился и обновлялся: открывались новые подъемники, модернизировались старые, на наиболее загруженных направлениях строились дублирующие линии для повышения пропускной способности.
В результате сеть подъемников достаточно велика (если верить информации в сети, их что-то около 200 штук) и в меру современна. "В меру" - потому что нельзя сказать, что они прямо таки новейшие: на уже упоминавшихся австрийских курортах или, к примеру, в том же болгарском Банско они кажутся новее. Ну, например, наиболее прогрессивных на данный момент креселок - с пластиковым прозрачным колпаком от ветра и подвижной лентой под ногами в зоне посадки - здесь раз-два и обчелся (лично я насчитал всего три штуки), остальные креселки "обычные", т.е. без колпаков. Но это, скорее, мелкая придирка: при нормальной погоде колпак все равно нафиг не нужен. Зато пропускная способность на уровне: большинство креселок 4-6 местные и едут достаточно быстро. К тому же у очень многих креселок применена интересная организация загрузки: посадочная площадка делится на две части, половина кресел едет через одну часть, половина - через другую. Это позволяет с одной стороны, избежать толчеи на посадке в случае очереди, а с другой - увеличить время посадки, не уменьшая пропускной способности. Просто, но довольно удобно.

Креселок очень много, но они - основные "тактические" подъемники, а "стратегические" задачи - т.е. магистральное сообщение на основных направлениях - решаются кабинками-гондолами или же большими вагонами-фуникулёрами. Кабинок - довольно много, в основном они 4-6 местные, зачастую довольно тесные (особенно если снаружи нет отделения для лыж, и их приходится брать с собой внутрь); зачастую кабинчатые подъемники идут на очень большие расстояния и имеют промежуточные станции, на которых можно выйти, если не планируешь ехать всю дорогу.


кабинчатый подъемник Plattieres в долине Мерибель. Он длинный - аж три очереди. Этот кадр снят где-то посередине


Вагоны-фуникулёры (я не знаю как правильно перевести французское Telepherique) - здоровенные кабины на 150-200 человек, также обслуживающие важные магистральные направления. Их мало, стоят они в основном на высоких горах - там, где крутизна склона не позволяет поставить обычные кабинки. Это подъемник устроен по маятниковому принципу: кабинок две, ходят туда-сюда, когда одна наверху, другая внизу. Пропускная способность у них гигантская, но ездить ими довольно противно: вагоны "стоячие", и приходится довольно долго ждать отправления, пока вагон не набьется людьми. Впрочем, оно обычно того стоит - ибо сам по себе вагон едет быстро и далеко.


верхняя станция вагона Cine Caron. Высота - 3200 метров. Нижняя станция находится почти километром ниже.


Куршавель, вагон Saulire. На верхней станции, помимо самой фуникулёрной остановки, находится симпатичный ресторан с террасой


Есть и промежуточный тип подъемников - больше чем кабиночный, меньше чем вагонный: так называемые Funetel'и. Кабинки, как и у "вагонов" тоже стоячие и большие, но не на 100+ человек, а где-то на 20. Но зато ходят они не "маятником", как вагоны, а непрерывно - как обычные кабинки-гондолы. Их - как и гондолы - тоже подвешивают помногу на одну линию. Чисто субъективно это самый удобный вид подъменика: быстрый и вместительный, но и не требующий длинных ожиданий.


кабинки фунитель-подъемника Bouquetin над Валь-Торенсом. Это, правда, не совсем обычный фунитель - кабинки сгруппированы в две грозди по три штуки, и эти грозди ходят маятником - как вагонный фуникулёр


Бугельные подъемники aka "швабры" тоже есть, но это явно рудименты прежних времен. Их мало, все они дублированы креселками или кабинками: нету таких мест, куда бы нельзя было попасть иначе как на бугеле. Так что мы их смело игнорировали кроме тех случаев, когда проехать надо было совсем чуть-чуть и спускаться к соответствующему "большому" подъемнику было лениво.
Зато, кстати, в городах долины есть бесплатные бугели, на которых очень удобно учиться начинающим. Бесплатные - в смысле у посадочной зоны нет турникетов, т.е. они не требуют скипасов. Довольно удобно для тех, кто кататься не умеет вообще и приезжает на курорт в том числе с целью научиться: горки в таких местах для начинающих недлинные, но уж всяко не короче наших подмосковных "воленов-степановых", так что день или два можно смело учиться там, не платя за скипас. Экономия, кстати, будет неплохая.

Кстати, о скипасах. Помимо большого "проездного" на все три долины, есть и более дешевые варианты для тех, кто приехал буквально на чуть-чуть и не планирует кататься по всему региону: есть скипасы на каждую долину отдельно, а в здоровенной долине Бельвиль выделено еще три подрегиона, в которые тоже можно купить более дешевые ограниченные скипасы. Для коротких пребываний это может иметь смысл, особенно если точно знаешь, что первый день планируешь кататься в одной долине, второй - в другой, а третий - в третьей. Для нас же, с нашим двухнедельным отпуском, смысла в этом не было: "большой" скипас на 13 дней стоил все равно гораздо дешевле, чем 13 разных "ограниченных" скипасов. Да и ограничивать себе одним регионом не хочется даже в течении одного дня: гораздо интереснее всё время переезжать из долины в долину.

Около каждого подъемника стоит схематичная табличка, показывающая к каким трассам этот подъемник ведет. В наиболее крупных узлах помимо таких табличек стоят подробные карты трасс долины и региона вообще. У самых крупных такие карты оснащены лампочками, показывающими какие трассы и какие подъемники в данный момент работают. Ну и частые указатели вдоль трасс и на развилках не дадут заблудиться. Трассы и подъемники, кстати, не нумерованные, а именованные - несколько неудобно договариваться "куда поедем и где встречаемся", особенно по рации: французские названия не отличаются легкостью прочтения и правильного произнесения. Зато запоминать такие названия удобнее, чем числовые обозначения, принятые, например, на австрийских курортах (да и вообще почти везде).


Теперь о качестве подготовки трасс. Оно - очень хорошее, но всё же не идеальное: где-то на четверочку, вероятно с жирным плюсом. Это, вообщем, понятно: регион огромный, и поддерживать все 600 километров трасс в идеальном состоянии практически нереально. Но они стараются. Наиболее популярные трассы ратрачат каждый день, остальные, судя по всему пореже, вероятно через день. Вообще же я где-то видел табличку, типа "обращение водителей ратраков к лыжникам". Ну что-то в стиле "каждую ночь мы в поте лица работаем, чтобы подготовить склоны для вас, но нас не так много, и поэтому наша цель - подготовить 100% зелёных трасс, 80% синих, 50% красных и 20% черных". Ну, где-то так оно и получается, вероятно - и те трассы, которым не повезло в очередную ночь попасть в этот процент, попадают в следующую, или через одну. Основное, что из этого следует - это то, что черные трассы здесь - это не столько крутые/узкие/сложные, сколько бугристые. Впрочем, есть и те и другие, но бугры на черных преобладают. Это, конечно, очень полезно для отработки техники и качания мышцев ног, но удовольствие довольно сомнительное (иногда, впрочем, это действительно приятно). Вообщем, для меня наиболее интересными были не черные трассы, а красные, особенно в начале дня, когда они свеже-отратрачены. Слететь по такой трассе на полной скорости - кайф, не передаваемый словами.


ратраки отдыхают после ночной смены



А теперь о противолавинной безопасности. Вот это - реально круто сделано. Говорят что у Франции самая совершенная противолавинная система, и в это охотно верится. Она, вообщем, довольно фантастична. На склонах гор тут и там установлены здоровые трубы, как бы торчащие из горы. Раструбы их обращены вниз, вдоль склона. Мы сначала удивлялись, что бы это могло быть, но потом нам объяснили. Трубы эти сообщаются с хранилищами некой хитрой газовой смеси, которая взрывается при контакте со снегом. Когда на горе скапливается большое количество снега, что чревато лавинами, система включает соответствующие трубы: газ взрывается и сбрасывает потенциальную лавину вниз (разумеется, это делается, когда, во-первых, на склоне не может быть людей, а во-вторых, когда потенциальная лавина еще не настолько велика, чтобы вызвать какие-либо разрушения где бы то ни было).
При этом, общий уровень лавинной угрозы обозначается флагами, поднимаемыми рядом с информационными стендами, расположенными на любых крупных узлах и вершинах.



"противолавинная труба" (вверху) и ее хранилище газа (внизу) Такие установки там повсюду, хотя в работе мы их ни разу не видели, только слышали по утрам грохот взрывов


клетчатый черно-желтый флаг означает уровень лавинной опасности "средний или выше среднего" - 3 и 4 балла по пятибальной шкале


На склонах регулярно работают лыжные патрули. Эти ребята в черно-желтых комбезах, с противолавинными рюкзаками и всяким оборудованием для первой помощи, перемещаясь как на лыжах, так и на снегокатах, постоянно находятся на склонах и помогают всем, кому нужна срочная помощь. Вечером, после окончания работы подъемников они еще раз тщательно проверяют все склоны, чтобы убедиться, что никто на них не остался. Очень полезная процедура: если навернуться и поломаться так, что не сможешь самостоятельно спуститься, то ночью в горах вполне можно замерзнуть насмерть. Вообщем, в беде не оставят. Если вылетишь с трассы в такое место, откуда нереально нормально спуститься, то вызовут вертолёт. Главное, не оказаться в такой ситуации без страховки: их услуги стоят в результате весьма немало. Впрочем, вне зависимости от наличия страховки, в таких ситуациях лучше вообще не оказываться.

Ну и, наконец, про то, где поесть. Ресторанчиков на склонах и вершинах довольно много, выбрать можно всегда. Наиболее доступные варианты - едальни класса self service - ну, стандартная ситуация: берешь подносик, выбираешь чего хочешь, на кассе в конце платишь. Мы питались в основном в таких - и быстро, и дешево. В более пафосных местах - полноценные рестораны с официантами, но и цены ощутимо выше, и время теряется больше. Ну нафиг. Расброс цен, кстати, впечатляет: в Куршавельской долине цены на еду и напитки на склоне выше раза в два-три, чем над тем же Валь-Торенсом.
Выбор блюд в основном стандартен - несколько разновидностей овощных салатов, пара супов (чаще всего луковый и гуляш), 6-8 разных горячих блюд, разнообразные сыры и десерты, ну и напитки. Даже в самой захудалой забегаловке будет выбор из минимум пары десятков сортов вина, которое стоит дешевле сока или кока-колы. Впрочем, мы в основном потребляли глинтвейн - очень уж здорово он идёт в горах. Плюс к тому, у нас всегда были с собой термосы с горячим чаем - свой и вкуснее кафешечного, и дешевле - ну и пить его удобнее, можно прямо на горе или в подъемнике, без необходимости заходить в кафешку.
Мы, как я уже писал, наловчились обедать ближе к концу покатушечного дня в self-service ресторане над самым Валь-Торансом: он удобно расположен, там хороший выбор вкусной и недорогой еды. Но вообще разнообразных мест в долинах много, просто по ходу покатушек не хотелось отвлекаться и тратить время на еду.


терраса ресторана на склоне горы Pas du Lac, над Моттаретом в долине Мерибель


что-то как-то много получилось. Интересно, эту запись кто-нибудь целиком осилит?

Далее: Долина Бельвиль >>
Комментарии:
Камрад
осилит с удовольствием читаю
15-02-2009 05:37
Опытный ворчун
осилит-осилит Очень интересно, даже тем, кто совершенно равнодушен к лыжам
Пора публиковаться в журналах для туристов
Триша
Последняя фотография - просто нет слов...

Я пока честно прочла всё)
The Wave
спасибо

Ю-ю последняя у меня после постобработки из RAWа как-то темновато получилась. Думаю, переделать слегка - хочу небо посветлее немного )
Триша
Алекс Лочер переделай, конечно. Но мне и так нравится)
15-02-2009 20:27
Камрад
Поднатужься, пожалуйста, напиши побольше, а то только окунешься с головой в горную жизнь, а уже надо возвращаться...

Ваш комментарий:
Камрад:
Гость []
Комментарий:
[смайлики сайта]
Дополнительно:
Автоматическое распознавание URL
Не преобразовывать смайлики
Cкрыть комментарий
Закрыть