Общеинформационное введение
Для начала – прежде чем переходить к собственно дневниковым заметкам о путешествии – выложу немного общей информации и несколько советов тем, кто захочет повторить наш путь. Сейчас мне многое видится совсем иначе, чем перед путешествием, попробую это донести до тех, кому важно.
Некоторые распространенные заблуждения
Первое и главное (собственно, я это писал и до поездки). Многие считают, что даже пешие путешествия в Гималаях – это сложно, только для серьезных альпинистов и т.п. Это не так. Оставьте кесарю кесарево, а слесарю – слесарево. Карабкаться на восьмитысячники вас никто не заставляет, а треккинг в Непале – это очень просто и доступно каждому. В частности, «наш» трек вокруг Аннапурны проходим кем угодно: на трассе полно людей откровенно пенсионного возраста (~70 лет, да), и людей явно неспортивной комплекции, и вообще людей очень далеких от туризма и всякого такого. Ни лазить по горам, ни ночевать в снегу (или даже просто в палатках) не потребуется: условия практически курортные. Не надо бояться.
Далее. Многие думают, что речь идет о путешествии по диким местам. Это тоже неверно. Ну, т.е. в Непале есть заповедные зоны, где людей гораздо меньше, но наиболее распространенные маршруты (включая «большое кольцо Аннапурны») очень густо населены, гораздо гуще, чем любые наши горы или леса, к примеру. За день вы будете проходить несколько деревень, ночевать и питаться – тоже в них, на трассе постоянно тоже встречать людей – таких же треккеров, местных жителей, портеров, погонщиков мулов и скота и т.п. Почти все из них хорошо говорят по-английски, готовы помочь в любой ситуации и т.п. Один на один с горами вы не останетесь. С другой стороны, толпы на трассе тоже не будет – никто не будет вам мешать наслаждаться природой Гималаев.
Еще многие думают, что наличие гида – обязательное условие, но это тоже не так. Заблудиться на треке при наличии маломальского представления о маршруте – невозможно. Дорога, по сути, одна, а в тех редких местах, где от нее что-то ответвляется, всегда стоят указатели. Нормальная подробная карта – вот единственное, что нужно, а карты продаются повсюду, как в Катманду, так и в деревнях на треке. Гид – это, конечно, классно, когда он интересный собеседник и надежный помощник, но его присутствие вовсе не необходимо. Мне было сложно в это поверить, когда мне об этом говорили до поездки, но в том, что это действительно так, я убедился в первый же день. На трассе масса людей, идущих в одиночку, причем для многих из них это первый трек в жизни – и у них явно не возникает никаких проблем.
Организация трека.
По сути, есть два разных варианта организации трека: через агентство или самостоятельно. Если вы выберите агентство, то они всё сделают за вас: купят пермиты, билеты на местный транспорт, организуют размещения, предоставят гидов и носильщиков – но возьмут за это деньги в два-три раза большие, чем это бы стоило вам, если бы вы тоже самое делали самостоятельно. Особенно велика переплата будет, если вы решите связаться с русским агентством в Москве. Более того, непосредственные исполнители – т.е. те самые гиды и портеры – получат даже меньшие деньги, чем если бы вы рассчитывались с ними напрямую.
Тем не менее, организовывая трек самостоятельно, надо быть готовым быстро реагировать и менять планы: Непал – не Америка и не Европа, заранее ничего не просчитаешь, и всякие накладки могут возникать в любой момент.
Промежуточный вариант, который выбрали и мы – это найти гида, который, собственно, поможет сделать всё остальное. Т.е. вы получаете все те же услуги, что и в агентстве, но за меньшие деньги, и при этом деньги эти вы платите тому, кто этого действительно заслуживает, а не всевозможным нахлебникам, перепродающим втридорога чужой труд. Лично мне это важно. Другое дело, что в данном случае очень важно выбрать надежного гида. Нашего гида – Денди Шерпу – я нашел благодаря ostrea – той самой девушке, чей блог и вдохновил меня на это путешествие. Она ходила именно с ним, и дала мне его контакты – поэтому я мог 100% ему доверять, и не пожалел об этом совершенно. Денди, по сути, решал за нас все организационные вопросы: купил автобусные и авиационные билеты, пермиты, медицинские страховки, нашел портера. Он же оплачивал из заранее сформированного бюджета поездки проживание в лоджах во время трека, питание, питьевую воду и вообще всяческие местные расходы. В общем, это получился такой тур класса «All Inclusive». Конечно, если самому все оплачивать, то получилось бы дешевле, но, во-первых, не намного, а во вторых… во-вторых у меня нет желания экономить крохи там, где я могу позволить себе этого не делать: то, что является совершенно небольшими копейками для нас, представляет вполне ощутимые деньги для непальцев; а я считаю вполне честным платить людям те деньги, которых они заслуживают.
Перед выездом хорошо спланируйте ваш трек: прикиньте примерно, в какой день какие участки пути вы будете проходить, в каких примерно городах будете ночевать и т.п. Понимаю, что без опыта просто так по карте это сделать сложно – километраж в горах штука обманчивая, но постарайтесь хотя бы приблизительно оценить время. Чужие отчеты (например, мой: там, в последующих постах, всё будет по дням; или вот тот же великолепный отчет от ostrea) или программы треккинговых агентств для этого большое подспорье. Обязательно заложите день (или может даже два, если располагаете временем) на акклиматизацию – чтобы несколько ночей оставаться на одной и той же высоте (обычно это порядка 3000-3500 метров), иначе рискуете поймать горную болезнь и в лучшем случае просто мучиться от очень сильной головной боли, а то и вовсе не пройти перевал. И вообще, с «горняшкой» шутки плохи – она, если её запустить, вполне себе смертельна. Так что акклиматизируйтесь правильно.
Еще обязательно закладывайте время под всякий форс-мажор, вроде плохой погоды, размытых дорог, болезней, из-за которых с первого раза не удастся пройти перевал, и т.п. Если всё будет хорошо, и этих бяк удастся избежать, то вы просто сможете провести несколько расслабушно-отдыхательных дней (ибо в Непале еще есть что поделать и посмотреть кроме треккинга) после окончания путешествия, но зато не будете рисковать опозданием на самолёт домой и прочими неприятными последствиями непредвиденных задержек.
Кстати, если вы едете через агентство или при помощи супер-гида вроде нашего Денди, трек за вас скорее всего спланируют они. Тем не менее, не поленитесь и ознакомьтесь с этим планом до начала собственно треккинга и убедитесь, что там заложено время под ту самую акклиматизацию и форс-мажоры, и если нет – потребуйте скорректировать.
С другой стороны, большинство гидов и агентств обычно планируют график с очень большим запасом по времени, рассчитывая скорость движения группы «на пенсионеров», а небольшая группа молодых людей, способных быстро и много ходить, сможет двигаться со вдвое большей скоростью (мы, во всяком случае, к обеденному времени уже приходили в точку назначения, и сил еще оставалось предостаточно). Закладываться на это не стоит, особенно если не приходилось путешествовать в горах, и нет уверенности, что ваши организмы будут на больших высотах столь же выносливы, как и обычно, но корректировать планы по ходу дела (в стиле «хорошо сегодня идётся, давайте пойдём дальше, пока идётся») может иметь смысл. Только не нужно насиловать организмы чрезмерно бодрым темпом на больших высотах – может выйти боком.
Конкретно наш план был таков: за десять дней (с одним акклиматизационным) дойти до перевала Торонг Ла (высшая точка трека). В одиннадцатый день перевал пройти и спуститься вниз, в город Муктинат, там сесть на джип и добраться до города Джомсом. Это, получается, примерно половина "большого кольца Аннапурны", но – наиболее интересная половина. Дальше за Джомсомом трек идёт вниз в долины, вдоль дороги, по которой ходят Джипы, вообщем, говорят, что там уже дальше скучно, и сейчас большинство треккеров заканчивают свой маршрут именно в Джомсоме. Дальше по плану было утром 12 дня (или 13го, если случатся задержки на треке) улететь местными авиалиниями из аэропорта Джомсома в город Покхару – большой курортный центр к югу от кольца трека, стоящий на берегу большого озера. Там провести два дня и вернуться в Катманду накануне вылета в Москву. Это давало возможность разнообразить трек разными впечателениями и добавить страховочное время в конце путешествия: если чего вдруг возникнут какие накладки, этих дней должно хватить на то, чтобы их разрешить.
О том, как оно получилось в результате - читайте последующие посты.
Что брать с собой
Вообще тут всё просто: чем меньше тащить – тем лучше, во всяком случае, если вы не планируете пользоваться услугами портера. Но не забывайте, что трек проходит через все возможные климатические зоны – от тропиков до альпийских лугов – а если не повезёт, но наверху может насыпать и снега да льда. Так что одежду и обувь выбирайте соответствующую. Подчеркну наиболее важные вещи.
Обувь. Это, наверное, пункт №1 по важности во время трека. Она должна быть удобной, достаточно тёплой, но и дышащей в жару, ни в коем случае не натирать ноги. В идеале – это гортексные треккинговые ботинки, предпочтительно с высоким подъёмом для фиксации голеностопа. Очень важно наличие хорошей нескользящей подошвы вроде Vibram’а. Не стоит покупать новые ботинки прямо перед треком: они должны быть разношенные и сидеть на ноге как влитые. В общем, от правильного выбора обуви зависит очень многое. Не, ну местные портеры, конечно, ходят в шлёпанцах-вьетнамках, но это всё-таки не критерий и не стоит на них ориентироваться. Шлепанцы или сандали, правда, тоже возьмите – вечером в лодже ноги будут просить отдыха.
Не менее важен выбор носков – неправильные носки, надетые даже под очень правильную обувь, сотрут ноги моментально. Треккинговые носки, продающиеся в любом туристическом магазине, в этом плане очень хороши. Кстати, чтобы не стирать ноги, есть очень хороший способ: под «основные» носки (чаще всего достаточно толстые – те самые треккинговые или термические) поддевать тонкие: льняные или шелковые. Всё трение, происходящее внутри ботинка, будет идти между двумя парами носок, а не между носком и ногой. Реально помогает избежать большинства мозолей.
Легкая одежда. Внизу трека – на высотах ниже 1500 метров – довольно жарко, во всяком случае, в это время года. Шорты и футболка с коротким рукавом будут вашими друзьями. Кепка от солнца и лёгкий платок, который крепится к ней и защищает от солнца шею – тоже жизненно-необходимые предметы.
Средняя одежда – ну, тут всё просто. Х/б штаны и кофта (в идеале - из поляровой ткани). Плащ-дождевик.
Теплая одежда – наверху может быть снег и минусовые температуры. Так что – теплая куртка (я брал свою горнолыжную), можно тёплые штаны (впрочем, я просто поддевал термобельё под обычные х/б-шные), термобельё, теплая шапка и шарф, перчатки, теплые носки.
Не стоит брать слишком много смен белья и прочей одёжки – для большинства вещей хватает двух комплектов: в любом лодже всегда можно всё постирать. Идешь весь день в одной футболке, вторая прицеплена сзади к рюкзаку и сохнет. Вечером – стираешься и меняешь.
Треккинговые палки/альпеншток/посох – очень нужная вещь. Облегчает поход, так что возьмите обязательно хотя бы одну (но лучше таки две). Фотографам, как верно заметила уже многажды упомянутая ostrea, в этой роли может служить монопод.
Аптечка – вдумчиво подойдите к комплектации оной. Обязательно таблетки от отравлений и прочей желудочно-кишечной гадости, простудное, от насморка-горла, антибиотики, йод-марля и прочее для обработки ран, пластыри для мозолей. Обязательно солнцезащитный крем и средство от ожогов, уже случившихся вопреки оному. Обязательно купить банку «Гипоксена» или любого другого средства от горной болезни. Повторюсь: с горняшкой шутки плохи, лучше перебдеть.
Фонарик – обязательный аксессуар, ибо с освещением в лоджах бывает хреново. Идеальный вариант – налобник а-ля Петцель. Я тащил свой здоровенный Маглайт, и оно, конечно, круто – но руки занимает, да и весит немало. А налобник легкий и удобный. Вообщем, ясно.
Спальник можно не брать. Я брал, но юзал его ровно один раз, и то, в принципе, можно было обойтись – а места он занимает в рюкзаке немало. Лучше выходить в путь пораньше, приходить на место в первых рядах, занимать лучший лодж – и там всё будет: и хорошие комнаты, и мягкие постели, и тёплые одеяла.
В общем, постарайтесь всё это утрамбовать в рюкзак. Если всё влезло, а организм не имеет ничего против того, чтобы под этим рюкзаком шагать по 4-5 часов в горку, то всё хорошо. Если нет – то попробуйте упрощать. Кстати, не забывайте, что всё лишнее – то, что вам не потребуется во время трека, но что вы хотите взять с собой в Катманду – можно оставить в этом самом Катманду: в любом отеле есть «камеры хранения».
Вообще, моя имха тут такая: если получается много веса и/или объема, и вы из-за этого чувствуете дискомфорт – не насилуйте себя, наймите портера. Обойдётся вам это всего в 10-15 долларов в день, зато будете идти налегке и с удовольствием. Не стоит экономить на том, что способно испортить вам впечатление от путешествия. Лично у меня рюкзак был вполне лёгкий (не более 20 килограмм) и удобный, но вот мой комплект фотоаппаратуры, распиханный по двум дополнительным сумочкам, туда никак не влезал, а вешать его снаружи рюкзака было совсем неудобно: либо перевешивало, либо болталось под ногами. Словом, в результате рюкзак тащил портер – и я был более чем счастлив от этого, будучи в состоянии сосредоточится на дороге и фотографиях.
Пермиты
Пермиты – это такие специальные билеты, что-то вроде разрешения на вход в заповедную зону. Они оформляются перед началом трека в Катманду в офисах ACAP – официальной туристической организации Непала. Маршрут трека проходит через многочисленные контрольные посты, где эти пермиты проверяют, отмечают и переписывают ваши данные.
Для оформления потребуется ваш паспорт и пара фотографий, для региона Аннапурны цена пермита будет порядка $30 с человека за двухнедельный трек. Есть, правда, в Непале регионы, попасть куда стоит намного дороже: например, треккинг в Верхнем Мустанге стоит $50 с человека В ДЕНЬ.
Так или иначе, постарайтесь сделать пермиты в день прилёта, не откладывая на завтра: тогда на следующий же день вы сможете выдвинуться в горы. Если вы контачите с агенством или гидом, попросите их сделать пермиты заранее, так чтобы к вашему прилёту они были готовы: это сильно экономит время. Если нет, то займитесь этим сразу по прилёту в Катманду. Кстати, если офис ACAP уже закрыт, то пермит можно купить в любом туристическом агентстве в Тамеле (это туристический район Катманду, о нём будет потом) - они обычно работают без выходных и до поздна.
Валюта
Местная валюта – Непальские Рупии. Сейчас один доллар США стоит порядка 75 рупий. Грубо говорят, поделив непальскую цену на 2,5 можно получить цену в рублях. Говорят (и это, вообщем, логично), что в аэропорту курс хуже, чем в других местах, но в нашем случае все было ровно наоборот. Характерно, что обменные операции можно вести только в одну сторону: из долларов или евро (и еще туевой хучи мировых валют, рубли, правда, не признают) в непальские рупии. Обратная операция возможна только в аэропорту в день вылета по предъявлению билета, и только если вам выдали при обмене специальную справку ("Foreign Exchange Encashment Receipt") и только не более 30% от изначально купленной суммы. Так что будьте внимательны, когда меняете деньги.
Жильё
Как уже было сказано выше, жить в палатках не требуется, во всяком случае на популярных треках. В каждой деревне, через которую проходит трек (а их таких каждый день проходится несколько штук) существует достаточное количество заведений, называемых "Lodge", что по-русски обычно так и переводят: "лодж", "лоджа" или даже "лоджия". Обычно это двух-трех этажные домики с комнатками, двери которых выходят на внешние террасы. В комнатках – необходимый минимум предметов: т.е. две (реже три) кровати и, может быть, тумбочка между ними. Всё. Но этого, вообщем, вполне хватает. В большинстве лодж туалеты и душевые комнаты находятся на том же этаже, что и сами комнаты, но все же отдельно от них. Очень часто туалет и душ совмещены, что, в условиях довольно-таки несовершенной тамошней канализации, приводит к не самым приятным запахам при приёме душа, но с этим, в принципе, можно мириться. Горячая вода теоретически есть почти везде, но на практике ее подогрев обеспечивается только солнцем – на крышах лоджий стоят специальные "батареи" из змеевиков, согреваемых солнечными лучами. Соответственно, горячая вода есть только в солнечную погоду, и кончается при обилии гостей довольно рано. В принципе там предусмотрена возможность подогрева этой воды огнём (под змеевиками есть небольшие очаги), но на практике мы этого ни разу не видели, хотя с солнечной погодой нам много невезло, и вода бывала ледяная даже днём. В других местах воду греют на огне кухни и выдают продают вёдрами - эта вода всегда горячая, но её мало и приходится поливать себя из ковшика. Впрочем, какой же русский не знаком с этой технологией?
Некоторые лоджи за отдельные деньги предлагают такой ценный сервис, как свой туалет в номере. Это, конечно, хорошо, но вообщем без этого вполне можно обойтись.
Электричество в комнатах обычно представлено единственной лампочкой (в 99% случаев – энергосберегающая, с мерзким бледным светом), розеток нет. Они обычно есть в общих помещениях лоджий, и там можно зярядить всякую свою электронику (фотоаппараты, мобилки, и т.п.). Однако в большинстве мест ушлые владельцы лоджий берут за это денежку. Не то что бы большую, но явно во много раз большую, чем здесь стоит соответсвующая электроэнергия. Впрочем, с этим хамством легко мириться, когда понимаешь, что несколько лет назад тут вообще никакого электричества не было. С ним, кстати, и сейчас бывают перебои, а в большинстве деревень днём его нет – только утром и вечером.
Но лоджи бывают разные. Бывают, в принципе и те, где нету ни теплых одеял, ни более-менее чистых постелей, а в щелях в окнах гуляет ветер. Для того, чтобы не попадать в такие лоджи, нужно, во-первых, знать, какие хорошие, а какие нет (это знание приходит довольно быстро: хорошие лоджи обычно и внешне хорошо выглядят, так что научиться их отличать не проблема), а во-вторых нужно приходить во-время: хорошие лоджи забиваются первыми. Без крыши над головой в любом случае не останешься, но если хочешь заселиться в нормальный домик, а не в сарай, то выходи пораньше и иди побыстрее.
Если есть желание экономить, то можно селиться не в двух-трех местных комнатах, а в "dormitory" – общих спальнях, которые сдаются покоечно. В таких условиях обычно живут гиды и портеры, ну и бюджетные треккеры, вообщем, тоже не брезгуют, ибо койко-место в таких комнатах получается в полтора-два раза дешевле, чем в отдельных комнатах. Не знаю, мне кажется что отдельные комнаты и так предельно дешевы, но каждый решает за себя - тут уж дело вкуса и ощущения минимального необходимого комфорта.
А, да. Еще к пункту "жильё" относится отель в Катманду. В принципе, особой разницы нет - особенно после трека, когда организм, привыкнувший к спартанским условиям лодж, любой дискомфорт воспринимает как должное. Мы жили вот в этом отеле и нам там понравилось. Но в принципе можно селиться в любой, бронирование почти нигде не требуется.
Еда
Кормят тут вкусно – это факт. Как ни странно, на треке меню почти везде одинаково, и разгадка кроется в фразах "утверждено министерством туризма Непала", написанной на обложке почти каждого меню. В принципе, почти везде есть блюда как местной и индийской кухонь, так "универсальная", всем понятная еда: пиццы, спагетти, бургеры, всевозможные яичницы и тосты. Эти самые пиццы да пасты на удивление неплохи, но лучше, конечно, пробовать местную кухню.
Здесь, понятно, преобладают вегетарианские блюда, с рисом в качестве центра мира. Много вкусного карри, как овощного, так и мясного или куриного.
Непальское национальное блюдо – Дал Бат (Dal Bat) – это, по сути рис (Bat) c чечевичной похлебкой (Дал). Выливаете похлебку в рис – и получается на удивление вкусно. К рису прилагаеются овощи различной степени остроты и карри: в оригинале – овощное (ибо блюдо изначально вегентарианское), но есть варианты и с курицей. Есть варианты, когда к дал бату приносят маленькую мисочку йогурта – очень актуально для иностранцев, непривычных к остроте местных блюд. Впрочем, особо острыми я бы их не назвал. То ли тут все же очень сильна адаптация под туристов, то ли все таки местная кухня более гуманна, чем, к примеру, тайская.
Еще интересное блюдо – Момо – что-то вроде пельменей, только с несколько непривычной начинкой: вместо мяса внутри овощи, зачастую с неизменным карри. Совершенно офигителен "Тибетский хлеб" - жареная в масле лепёшка, чем-то напоминающая по вкуса пончики.
Важно: нельзя пить простую воду, особенно внизу, в равнинно-долинных частях страны. Простую – это не только из под крана, но и ту, что ставят на столы в кувшинах (на самом деле это практически одна и та же вода: откуда, вы думаете, они наливают эти самые кувшины?). Нужно покупать минеральную воду в бутылках, и убеждаться, что бутылки корректно опечатаны. Еще на треке есть официальные пункты продажи питьевой воды (Safe water drinking station) – там тоже можно (и нужно, ибо дешевле) покупать питьевую воду.
Цены
Теперь, собственно, цена вопроса. Мы с нашим режимом "всё включено" платили $45 в день с человека нашему гиду, который, соответственно, урегулировал все остальные вопросы. Это, как уже было сказано выше, даёт небольшую переплату – в принципе, можно обойтись дешевле. Вот примерные цены при самостоятельной оплате.
Услуги гида стоят $20-30 в день со всей группы, впрочем, если группа большая, то и гид берёт себе чуть больше. Портер стот $15-20 в день. В эти зарплатные деньги входят их проживание и питание на треке, так что они сами себя этим обеспечивают. Но транспортные расходы за них оплачиваются отдельно: если вы едете автобусом или летите местным самолётом, то билеты гидов и портеров – за ваш счет. По окончанию трека гидам и портерам принято давать чаевые – от 20% суммы и больше.
Как уже сказано выше, пермиты в район Аннапурны стоят 2000 непальских рупий (менее $30) за двухнедельный трек. В регион Эвереста, вроде бы, еще дешевле но я точно не узнавал, нашими пермитами, опять же, занимался гид.
Цена на трансфер из Катманду к началу трека (город Бесисаар) зависит от класса этого самого трансфера: ехать можно обычным рейсовым автобусом для простых смертных, туристическим автобусом (типа, комфорт повыше), микроавтобусом (опять же комфорт, ну скорость) или на такси. Про такси ничего не знаю, до билеты в микроавтобус стоит порядка 500 рупий (200 рублей, можно сказать).
Внутренние авиалинии относительно дороги – но перелёты маленькими самолётами в горах дешевыми и не бывают. За перелёт Джомсом-Покхара мы отдали по $100 (плюс билет гида - те же $100, разделенные на двоих). Это довольно много, учитывая что перелет длится аж целых 17 минут от взлета до тачдауна, но экономия времени того стоит.
Цены на жильё, еду и прочие расходы на треке копеечные, но растут пропорционально высоте (особенно на еду и предметы, которые можно доставить только снизу, вроде минеральной воды или кока-колы). Вот примерный список возможных цен:
– Двухместная комната в лодже – 250-400 рупий (в зависимости от класса лоджи) за ночь
– Горячее блюдо в ресторане (пицца, паста, дал бат и т.п.) – 250-400 рупий.
– Стейк из яка (дорогой навороченый деликатес, но реально вкусно) – 700-900 рупий.
– Чай-кофе-горячий шоколад – 20-150 рупий
– Бутылка минеральной воды (1л) или кока-колы (0.5 л) – 15-150 рупий
– Завтрак (омлет, мюсли и т.п.) – 150-200 рупий.
Вообщем, при двухместном размещении и полноценном трехразовом питании можно закладывать в бюджет на проживание-питание порядка 1500-2000 рупий с человека в день ($20-27), и это, в принципе, с запасом – особенно внизу, где цены намного ниже. Только учтите, что рупии надо менять заранее на весь трек – обменять валюту в деревнях в горах иногда можно, но курс будет совершенно грабительский, так что лучше не рисковать.
В Катманду и Покхаре еда стоит аналогичные деньги, а проживание будет стоить порядка $15 в день за комнату – подороже, конечно, но там и качество комнат всё же повыше, чем в лоджах.
Такси в Катманду стоит 200-300 рупий из одного конца города в другой – но это надо торговаться, по умолчанию предлагают цены в два-три раза дороже.
Сувениры и всякие безделушки стоят сущие копейки, покупать их, разумеется, лучше уже после трека. А перед треком можно докупить одежды и снаряжения, если чего-то не взяли из дома: всевозможные китайские версии известных туристических марок тут продаются в очень больших количествах и по ценам в два-три раза ниже московских. Качество, правда, соответствующее, но для единичного трека обычно более чем достаточное.
Вообщем, как-то так. Надеюсь, ничего не забыл. Если что, задавайте вопросы в комментариях, отвечу.
Дальше пойдет конкретный дневник путешествия, в записи которого тоже по возможности включена общеопознавательная или организационная информация.
вперёд>>
к содержанию
мои пять копеек
[Print] 1 2
William Wolos